Рюсунок скальпелем
Глухонемой Рю был неплохим парнем, трудолюбивым и нежным. Но молодого человека уволили с фабрики в тот самый момент, когда его единственная сестра оказалась на грани жизни и смерти. Чтобы раздобыть денег на пересадку почки, герой отправился к подпольным торговцам органами. Как нетрудно догадаться, через сутки Рю оказался на улице без денег, но со шрамом на спине. Так как больше продавать было нечего, он решил взять свое силой: юноша украл дочку своего бывшего работодателя. По чудовищной случайности девочка погибла, связав всех героев нерасторжимыми узами мести.
Кореец Чхан Ук Пак снял "Сочувствие господину Месть" раньше "Олдбоя" и "Сочувствия госпоже Месть", однако первая часть трилогии в наш прокат вышла последней. Теперь головоломка собрана, и ясно, что, с одной стороны, Пак от фильма к фильму все сильнее эстетизировал изображение и наполнял сюжет религиозно-философскими символами, а с другой стороны, все больше оправдывал вендетту.
В "Сочувствии господину Месть" нет культурологических аллюзий и изощренного насилия (самая изобретательная пытка электрошок, а обычно герои обходятся скальпелем, им можно и сухожилия перерезать, и живот вспороть). Зато нет и хеппи-энда, потому что пять лет назад Чхан Ук Пак относился к преступлению и наказанию куда принципиальнее, чем сейчас: по мнению "господина Месть", кровь смывается только кровью. Цепочка смертей закончится лишь тогда, когда в живых уже просто никого не останется.
Анна Федина
С огнем и шаманом
ДС "Лужники"
Лужнецкая наб., д. 24, 258-00-00
"Пикник"
24 февраля, 19.00
Четверть века парадоксально успешной карьеры и выход 16-го по счету в своей дискографии альбома "Мракобесие и джаз" арт-рок колдуны из питерского "Пикника" отметят весомым шоу в Лужниках. Кроме специфичного магического репертуара собственного сочинения и театрализованного представления, где всякий раз возникают укротители огня, шаманы, существа на ходулях и прочие полусказочные персонажи, Эдмунд Шклярский с компанией готовят народу некие совсем загадочные явления вроде новоегипетского, светового гиперболоида. Но и это не все. "Пикник" ждет на свой юбилей дружественные коллективы: "Би-2", "Кипелов", "Агата Кристи" и "Кукрыниксы". Получается настоящий мини-фест со звездным составом.
У "Пикника" особенная ниша в русском роке. Группа индифферентно прошла мимо всех отечественных революций и перестроек, но даже в самые "смутные" дни нашего времени, когда без социального и духовного протеста или "черной" иронии на рок-сцене вроде делать было нечего, к ней сохранялся устойчивый интерес публики. Теперь к этому интересу добавляется еще и пиетет к долгожительству команды. Образная фантазия Шклярского породила немало хитов. А первый большой "винил" группы, неожиданно изданный на "Мелодии" в 87-м, распродали тиражом более 2 млн экземпляров!
В конце прошлого года "Пикник" серьезно потрясла смерть Сергея Воронина. Он был клавишником ансамбля более двадцати лет и совсем чуть-чуть не дожил до большого "пикниковского" праздника. Однако участники группы наверняка сделают все возможное, чтобы присутствие Воронина в Лужниках ощущалось. Возможно, первые ноты юбилейной программы возьмет его дочь...
Михаил Марголис
И свет во тьме светит
"Дядя Ваня", МХТ им. Чехова, 25 февраля
Из всех спектаклей МХТ последних лет этот "Дядя Ваня", пожалуй, самый мхатовский. Есть в нем редко встречающаяся на современной сцене спокойная просветленность. Деревянный свежеструганый дом (художник Олег Шейнцис) как-то сам по себе располагает к сладостному ничегонеделанию. К неге и истоме. В нем царит настроение всеобщей усталости, а духота сменяется дождем, чтобы потом, после того как прольется освежающая влага, вновь навалиться на персонажей. Астров (Дмитрий Назаров) ведет первый монолог с няней, лежа на полу и с трудом переворачиваясь со спины на бок. Своей могучей фигурой он походит на Илью Муромца, все никак не могущего встать с печи. Дядя Ваня (Борис Плотников) примостился на гамаке и рассуждает о том, о сем, лениво поправляя подушки. То ли дело деятельный, крепко стоящий на ногах Серебряков Олега Табакова. Тут одно противопоставление фактур уже тянет на концепцию.
В этом спокойном, актерском спектакле прекрасны и Ирина Пегова в роли Сони (не эфирная барышня, а крепко сбитая, хозяйственная деваха, на которой, как на Варе из "Вишневого сада", лежит все хозяйство), и старая галка маман в исполнении Ольги Барнет что-то среднее между фрекен Бок и иллюстрацией к стихотворению "Дама сдавала в багаж". Но самое сильное у Карбаускиса изумительно придуманный финал. Свой последний монолог Соня произносит, выглядывая из окна. Все прочие окна уже завешены ставнями. Пока она говорит, ставнями завешивают и это последнее. Сцена погружается в полумрак. Только узкая полоска света пробивается через щель. Кажется, сейчас не станет и ее, и все надежды Сони на финальный покой, на небо в алмазах и пение ангелов беспочвенны и безнадежны. И вдруг сцену откуда-то сверху заливает ровный яркий свет. Он во тьме светит...
Марина Давыдова
Братья навек?
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, тел.: 238 13 78. Вторник воскресенье с 10.00 до 19.30.
"Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае"
Официально 2-я Московская биеннале современного искусства стартует с приходом календарной весны. В программу включена такая прорва событий, что анонсировать их все невозможно (да и не все того заслуживают, если честно). Кроме основных проектов, подготовленных кураторами-иностранцами, будет еще множество специальных и параллельных. Обратим ваше внимание на один из них, крайне любопытный по замыслу.
Термин "соц-арт" был изобретен московскими художниками Комаром и Меламидом в начале 70-х. За словечком стояло направление художественной мысли. Тоталитарная атрибутика пародировалась таким образом, что из величественной и подавляющей превращалась в абсурдную и смешную. На этом поприще пробавлялось немало андеграундных авторов можно сказать, стиль получился каноническим. И завершение он получил логичное: кончился одновременно с крушением СССР. А вот китайские товарищи к своему нынешнему Political Art подступились относительно недавно. И до сих пор ведут небезопасные игры с местными идеологическими стереотипами. Сличение двух андеграундных моделей дело весьма любопытное, хотя, пожалуй, не стоит переоценивать их значение для вечности.
Дмитрий Смолев
Элен Гримо в Зале имени Чайковского
Первый московский концерт знаменитой французской пианистки
25 февраля, 19.00
Француженкой Элен Гримо уже можно назвать только с некоторой натяжкой. Францию она бросила, купив обширное поместье в штате Коннектикут, и, говорят, даже сменила гражданство на американское. Всему причиной волки. Как ни фантастично это звучит, но тема волков первая, которую не минуешь, говоря о Гримо. Именно для того, чтобы жить с ними рядом, разводить их и изучать, красавица-пианистка сменила европейскую цивилизацию на американскую глушь. При всем при том, она остается одним из самых востребованных представителей поколения 30-летних, среди ее партнеров нет недостатка в звездах, и уже несколько лет у нее эксклюзивный контракт с самой влиятельной звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophon. Отсутствие побед на конкурсах нисколько не повредило ее карьере, напротив, стало еще одной эксклюзивной деталью ее успеха.
В Москве Гримо была давным-давно совсем юной девушкой на конкурсе Чайковского, и ничего из этого тогда не вышло. Уже в статусе знаменитости она выступала в Питере с Юрием Темиркановым. Первый московский концерт она проведет вместе еще с одной звездой своего поколения дирижером Владимиром Юровским. Нам он более знаком благодаря своему сотрудничеству с Российским национальным оркестром, который будет на сцене и на этот раз. Программа отвечает вкусам обоих участников. Для Гримо там имеется Первый концерт Брамса. Для дирижера симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра".
Neue Vocalsolisten Stuttgart в Доме музыки
Открытие Московской биеннале современных исполнительских искусств
28 февраля, 19.00, в камерном зале
Новорожденный долгоиграющий проект продлится до начала апреля. Его цель показать новые, необычные, экспериментальные формы в искусствах, так или иначе связанных со сценой. Это танец, пластика, музыка. Центральная тема мультимедийность. Открывает биеннале ансамбль из Германии, название которого на афишах не совсем точно переведено как "Новые солисты Штутгарта". Но важно знать, что все они поют. Это семь разных голосов, которые уже много лет вполне успешно провоцируют современных композиторов на сочинение для них новой музыки для ансамбля пишут примерно по 20 сочинений в год. 6 из них штутгартские певуны отобрали для своей московской программы.
Екатерина Бирюкова
Гала-концерт Владимира Малахова
На сцене Государственного Кремлевского дворца
26 февраля, 19.00
В 1986 году Владимир Малахов окончил Московское хореографическое училище и не попал в Большой театр. Главный балетмейстер Юрий Григорович объяснил амбициозному юноше из Кривого Рога, что не может принять его по двум причинам: а) из-за малого роста (174 см) б) из-за отсутствия московской прописки. Ни то, ни другое не помешало отказнику покорить Запад. Венская и Берлинская оперы, Национальный балет Канады, Штутгартский балет и нью-йоркский ABT это театры, где артист задерживался надолго. Если к ним добавить большие и малые сцены, на которых он выступал в качестве гастролера, то Малахова смело можно назвать самым востребованным танцовщиком мира.
В Кремле премьер станцует в рамках мирового турне, приуроченного к 20-летию творческой деятельности. В программе финал "Спящей красавицы" и концертные композиции. Партнерами гостя станут артисты московского "Классического балета" под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева.
"Сильфида"
Спектакль Большого театра
Музыка Харальд Левеншелль
Хореография Август Бурнонвиль в редакции Эльзы Марианне фон Розен, художники Ирина Пресс, Вячеслав Окунев
23 февраля, 19.00, 24 февраля, 12.00
В БТ идет датский вариант "Сильфиды". От мятущейся французской его отличает воспевание домашнего очага и семейной добродетели. Мужчина, презревший супружество ради неземной героини, получает по заслугам. А его брошенная возлюбленная благополучно выходит замуж. 23 февраля в роли Джеймса дебютирует Ян Годовский. Если бы, подобно Малахову, он решился на отъезд, то давно стал бы международной звездой. В Большом миниатюрный Годовский всего лишь ведущий солист, хотя по качеству танца и осмысленности жеста превосходит иных премьеров.
Светлана Наборщикова