Город невезения
В нынешнем году жители забайкальского города Балей на референдум пойдут дважды. Сначала они проголосуют по вопросу объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, а затем, спустя две недели, займутся судьбой собственного муниципального образования. Причем несколько лет назад горожане выбрали самоуправление. Теперь они готовы променять всю "самостийность" на элементарные блага, например, работающий водопровод…
Чтобы разобраться с причинами столь резких перемен в настроениях людей, надо вернуться в прошлое.
Предыстория такова. На прошлых выборах градоначальника на поле политической брани сошлись тогдашний мэр Балея Виктор Ромащенко и кандидат от "Единой России" Александр Моторин. Как получилось, что в итоге мэром стал заместитель Ромащенко по ЖКХ Юрий Варфоломеев, у которого и программыто серьезной не было, никто внятно объяснить теперь не может. Областной власти народный выбор, конечно, не понравился, но она промолчала, ведь с 1 января 2006 года все муниципальные образования Читинской области должны были перейти на полный хозрасчет и бюджетную самостоятельность в соответствии со вступавшим в силу 131¬ым законом. В ночь с 18 на 19 января 2006 года, самый разгар крещенских морозов, на задвижке водовода сама собой лопнула прокладка. Правда, народная молва глухо твердит о какихто пьяных слесарях, которые чтото там проспали и вовремя не открыли. Но официально эта причина не сообщалась, а народный фольклор к делу не пришьешь.
Изза аварии пришлось остановить насосную станцию, по цепочке встала котельная. В результате без тепла остались 20 домов, в которых проживает около 700 человек. Губернатор Равиль Гениатулин терпел ровно один день. 20 января 2006 года он решил, что "городские власти расписались в собственном бессилии", и назначил своим полномочным представителем в городе главу администрации Балейского района Виктора Ушакова. Ему поручили заниматься устранением аварии на центральном водоводе. В Балее был введен режим чрезвычайной ситуации. Воду и тепло в дома подали по временной схеме. Администрация области для ликвидации последствий аварии выделила кредит - семь миллионов рублей. А против главы города прокуратура инициировала дело об административном правонарушении из¬за несвоевременного направления в зону чрезвычайной ситуации необходимых сил и средств.
В марте Юрий Варфоломеев просил у областной администрации выделить ему кредит для подготовки к следующему отопительному сезону. Областная власть в ответ хранила суровое молчание. В мае областная прокуратура направила в адрес губернатора представление, указывая на недочеты в работе областной администрации по предупреждению критических ситуаций. Глава региона пришел в ярость. В июне он публично заявил балейскому мэру буквально следующее:
- Городом руководите вы, до аварии довели вы, народ заморозили и без воды оставили - вы. А представление присылают мне. Я без лишних дискуссий предложил бы вам прямо сейчас написать заявление об отставке. Я с вами работать не хочу.
Областной комитет финансов сообщил Юрию Варфоломееву, что кредита не будет. Но чиновник в отставку не ушел. 28 июля обеспокоенные предстоящей зимовкой депутаты городской Думы выразили своему мэру недоверие.
К обличению мэра подключились областная пресса и местная газета "Балейский рабочий". Тут Юрий Матвеевич вспомнил, что администрация городского округа вообще¬то является одним из соучредителей газеты. Он решил показать, кто в доме хозяин. 5 сентября Юрий Варфоломеев в сопровождении наряда милиции ворвался в редакцию. Редактора газеты Ларису Троегубову более двух часов продержали в здании РОВД. Позднее областной суд признал действия милиции незаконными.
19 октября губернатор назначил в Балее нового полпреда - своего советника Владимира Пестова. Он должен был руководить работами по запуску объектов ЖКХ и готовить город к зиме. 20 октября снова был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Чуть позднее представители областного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций инициировали в отношении Варфоломеева уже три административных разбирательства, а прокуратура области подала иск о признании действий мэра по организации системы ЖКХ незаконными и нарушающими права граждан. Страсти в городе накалялись, но 18 января 2007 года, за день до годовщины аварии, балейский мэр неожиданно сложил с себя полномочия "в связи с состоянием здоровья". В начале февраля депутаты местной думы решили, что теперь в городе вместо округа будет "поселение", и оно войдет в состав муниципального округа - "Балейский район". Мэр в Балее все же будет, но уже не мэр городского округа, а мэр поселения, подчиненный району. И бюджета своего у города не будет. Вопрос этот окончательно решат жители Балея.
К счастью, для губернатора Читинской области Равиля Гениатулина первый год муниципальной реформы прошел в остальных районах без особых эксцессов. Впрочем, ему за глаза хватило и одного Балея. А размороженный водовод в итоге так и не заработал. В конце марта балейцы, возможно, проголосуют за ликвидацию своего городского округа. Но облегчит ли грядущее муниципальное объединение их положение? Федеральное законодательство наделило муниципалитеты правом собирать только два налога: земельный и на имущество физических лиц. Но крупные землевладельцы в Балее пока не завелись.
Кстати
В Забайкалье недавно проанализировали, кто ныне руководит муниципалитетами - и прослезились. Оказывается, почти каждое второе муниципальное образование в Читинской области возглавляют люди, не обладающие опытом руководящей работы. Среди таких начальников 18 человек имеют только среднее образование. А дипломом о высшем образовании могут похвастать чуть более 20%. Недаром в прошлом году областная прокуратура оспорила 216 уставов муниципальных образований из 376¬ти действующих.