Гардемарины с кровью
В кинотеатре "Октябрь" прошла премьера исторического боевика "Слуга государев". Чтобы презентовать очередного российского рекордсмена (по размеру бюджета 10 миллионов долларов "Слуга" лишь слегка уступает "Волкодаву"), авторы картины сняли все 10 залов главного московского мультиплекса.
Людовик XIV любил женщин и терпеть не мог непокорных. Поэтому, когда Шевалье де Брезе (Дмитрий Миллер) соперник короля в борьбе за сердце очередной красотки имел неосторожность поучаствовать в дуэли, строитель Версаля отправил его в далекую и дикую Россию, где в этот момент Петр I вовсю воевал с Карлом XII. На полдороги к царскому двору француз чуть не лишился жизни, но от рук польских разбойников его спас русский офицер Григорий Воронов. Поняв, что в восточноевропейских порядках Шевалье категорически не разбирается, Воронов решил лично доставить де Брезе в лагерь Петра.
Француз в "Слуге государевом" не более чем рассказчик. Главную роль создатели фильма отвели Гришке Воронову белокурому и белозубому балагуру, который, дай ему волю, в одиночку побил бы всех шведов. Именно он чуть не подстрелил Карла XII (помните, в пушкинской "Полтаве" шведский король следит за боем с носилок), его редут выдержал самую мощную атаку врага, и он же прикрыл Петра собственным телом. Похоже, сибиряк Александр Бухаров скоро станет олицетворением нового русского героя. Только что он сыграл молчаливого, но решительного славянина в "Волкодаве", а теперь оказался лучшим из солдат первого российского императора.
В фильме Олега Ряскова нет ни комизма, который был в рогожкинской "Кукушке", ни даже напрашивающей истории о приключениях двух врагов, постепенно становящихся друзьями. "Слуга государев" вполне мог бы пополнить ряд всегда популярных у подростков лент о дружбе, чести и любви на фоне условных исторических событий. Но для вторых "Гардемаринов" в фильме Ряскова многовато крови и политики. "Слуга государев" кино историческое не по форме (все здесь слишком глянцево), а по идейному содержанию.
Художественное произведение на историческую тему это всегда политическое высказывание. Алексей Толстой не просто так в конце войны писал своего "Петра I". "Слуга государев" масштабом, конечно, помельче, но воду льет на ту же мельницу. Не зря же Олег Рясков для дебюта в большом кино выбрал такую скользкую тему: в отличие от Бородина или Курской дуги в Полтавской битве участвовал не только официальный враг, но и знаменитый предатель.
Ближе к финалу царь чуть ли не лично рубит "распоясавшимся" лихие головы. Впрочем, разговоры героев касаются не только внешней политики: "Законы здесь никто не блюдет, объясняет французу более опытный в российских делах попутчик. Поэтому Петр и держит власть жесткой рукой. Иначе здесь нельзя".
Солнце русского кинематографа Сергей Эйзенштейн, после того как его "Бежин луг" положили на полку, в "Иване Грозном" тоже прославлял жесткую руку. Но делал он это так, что дух захватывало. Олег Рясков у великого коллеги учиться не стал. Во всяком случае, загляни он в "монтаж", главная сцена "Слуги государева" выглядела бы более внушительно. Ведь как раз пушкинским описанием Полтавского боя Сергей Эйзенштейн иллюстрировал чудесные возможности ножниц и клея.
На что Олег Рясков потратил $10 миллионов, непонятно, но "Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть, и ад со всех сторон" в его интерпретации выглядит как сражение горстки деревянных солдатиков: наши выстрелили шведы упали, шведы выстрелили наши упали. Один плюс: после "Слуги государева" есть повод и почти неодолимое желание перечитать "Полтаву".