Лавры для дежурного блюда
В Манеже прошел 1-й международный фестиваль искусств "Традиции и современность". В его рамках присуждалась новая художественная премия под названием "Вера", а также проходил благотворительный аукцион. Среди помпы и риторики затерялся ответ на вопрос: что бы все это значило?
Разумеется, формальные задачи фестиваля были заявлены громко и неоднократно - "показать всю палитру мирового искусства" и "поддержать талантливых художников". Хорошо еще не способствовать борьбе за мир во всем мире. С самого начала было понятно, что никакой реальной международности не предвидится, что событие предназначено сугубо для внутреннего пользования. Так и вышло: несколько израильских, болгарских и литовских стендов благополучно терялись на общем фоне и погоды не делали. Про сколько-нибудь заметных участников планетарной арт-сцены не стоило даже спрашивать.
Ну хорошо, бог с ними, иностранными звездами. С нашими-то что? Кто здесь талантливые художники, требующие всесторонней поддержки? Оказалось, все просто. Самые талантливые обнаружились в Академии художеств, являющейся одним из учредителей фестиваля. Среди лауреатов новоявленной премии значатся академики Андрей Васнецов и Александр Бурганов, а также люди, что называется, "академического круга", чье творчество "клубом бессмертных" одобряемо и поощряемо скажем, живописец Николай Ротко или скульптор Арсен Аветисян. Скорее всего членам жюри заранее было ясно, что конкурентов у этих художников не будет разве что кто-то из той же академии. Так стоило ли вербовать массовку?
Впрочем, пространство Манежа все равно надо было чем-то заполнять. Одни понадобились для спектра, для разнообразия например, преемственность поколений обозначали работы студентов Суриковского института и детские рисунки. В других случаях приглашенные галереи (не высшего, надо сказать, калибра) просто решали свои коммерческие задачи. Атмосфера салона средней руки соединилась с казенной атмосферой отчетного "смотра достижений". Смесь получилась не гремучей, а привычно неаппетитной. Обычно так у нас и проводятся, по постсоветской традиции, официальные художественные мероприятия с видами на торговлю.
Похоже, в очередной раз Министерство культуры позарилось на частные инвестиции в подведомственную сферу. Организатором фестиваля выступил Московский общественный фонд поддержки культуры и развития современного искусства во главе с бывшей чемпионкой по прыжкам в воду Верой Киселевой. От Минкульта требовалось формальное благословение, от Академии художеств репертуарное обеспечение и судейство, а средства вкладывал фонд. Отсюда и неуклюжий сценарий. Правда, другие комбинации раньше тоже не давали осмысленных результатов. Так что ухудшением ситуации это не назвать. Можно назвать стабилизацией.