Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters рассказало о желании Трампа немедленно прекратить огонь на Украине
Общество
СМИ узнали об идее Минюста дать годовую отсрочку на взыскание долгов приставами
Мир
Каллас заявила о необходимости Трампа быть жестким с РФ для контроля Китая
Авто
АвтоВАЗ оснастит Lada Niva новым двигателем
Мир
МИД осудил атаку Киева на экспертов МАГАТЭ при посещении Запорожской АЭС
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Ростовской областью
Общество
Власти Енакиево в ДНР объявили добровольную эвакуацию после обстрелов ВСУ
Общество
ФСБ выявила похищавших миллионы долларов через call-центры аферистов
Общество
Суд заочно арестовал оперную певицу Марию Максакову
Мир
СМИ сообщили о планах Байдена усилить санкции против экспорта нефти из РФ
Здоровье
Онкоэндокринолог рассказал о симптомах узлов в щитовидной железе
Армия
Комбат ВС РФ заявил о деморализованном состоянии ВСУ в Курской области
Мир
СМИ не исключили намерения НАТО разместить ядерные бомбы B-61 на Украине
Мир
СМИ указали на недовольство США из-за отказа Зеленского от мобилизации юношей
Спорт
Российский форвард «Филадельфии» Мичков набрал очки в пятом матче НХЛ подряд
Мир
Сальдо призвал не допустить размещения контингента НАТО на Украине даже после СВО
Мир
Экс-посол США сообщил о желании Трампа развалить Евросоюз
Мир
СМИ узнали о давлении Макрона на Трампа для проведения встречи с Зеленским

Через тумбу-тумбу-раз

Странное дело - Татьянин день как студенческий праздник никогда не вызывал у меня сколько-нибудь положительных эмоций. Мученицу св. Татиану я чту, и она, как мне кажется, к студенчеству особого отношения не имеет - разве что как ровесница: судя по житию, она погибла молодой. Тем живее укор. Но праздновать день российского студенчества 25 января - особенно теперь - как-то, по-моему, даже и стыдновато, особенно если помнить о стойкости святой и ее чудесах.
0
Дмитрий Быков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Странное дело - Татьянин день как студенческий праздник никогда не вызывал у меня сколько-нибудь положительных эмоций. Мученицу св. Татиану я чту, и она, как мне кажется, к студенчеству особого отношения не имеет - разве что как ровесница: судя по житию, она погибла молодой. Тем живее укор. Но праздновать день российского студенчества 25 января - особенно теперь - как-то, по-моему, даже и стыдновато, особенно если помнить о стойкости святой и ее чудесах.

Дело в том, что никакого российского студенчества как особого отряда людей не существует. Еще в XIX веке слово "студент" несло в себе множество смыслов, ныне совершенно утраченных: само собой, говоря "студент", мы подразумеваем "пьяница", "бабник", "разгильдяй", и все это совершенно естественно, поскольку люди-то все молодые, горячие. С этим смыслом, наиболее халявным и очевидным, ничего не сделалось: в общежитиях по-прежнему пьяно и грязно, а в головах после сессии по-прежнему пусто. Но школяр Сорбонны, собрат Вийона, наследник вагантов, мученик средневековой схоластики, дерзкий вольнолюбец, гроза кабаков, - далеко не исчерпывается собственным хулиганством. Студент - и в средневековой, и особенно в русской традиции - пылкий молодой человек, одержимый жаждой знаний, нетерпимый к любому унижению - и чужому, и собственному, - и при всем этом нонконформист, бунтарь, идеалист: он учится - а есть ли на свете более чистое занятие? О студенческих годах вспоминали как о розовой идиллии. Были заблуждения молодости, простительный радикализм, а как же! - но что-то во всем этом было, знаете, милое. Даже закоренелого государственника, хитрого канцлера Горчакова можно было размягчить и умаслить воспоминаниями о Лицее; даже отчаянные консерваторы с улыбкой ностальгировали по временам сходок, демонстраций, бойкотов профессорам-ретроградам... Между прочим, традиция студенческого сопротивления полицейским порядкам была жива и при советской власти (кажется, прав Пелевин в одном из эссе: вишневый сад не вымерз на Колыме, но задохнулся в постсоветском вакууме). ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории. - "Известия") - уникальный заповедник вольности в сталинской предвоенной Москве, духовная родина Самойлова, Слуцкого, Кульчицкого, Львовского, Померанца, Твардовского... МГПИ (Московский государственный педагогический институт. - "Известия") в 50-е стал питомником для блистательной бардовской плеяды, и дух университетской вольности там был живехонек. Горный институт в Ленинграде с его прославленным ЛИТО (Литературное объединение. - "Известия"), откуда вышел добрый десяток крупнейших питерских авторов; ВГИК, где записывали на магнитофон и переписывали от руки лекции Мамардашвили; да и родной МГУ, где блистал в студенческом театре опальный Виктюк, где в запретных драмах Петрушевской кандидаты и доктора наук убедительнейшим образом изображали персонажей городского дна... Советское студенчество, при всем своем пресловутом конформизме, отлично понимало что к чему - и в этой среде кипели самые живые споры, так что Трифонову было о чем написать своих наивных, но увлекательных "Студентов", единственную живую книгу 1950 года. Да и в "Доме на набережной" о тех спорах написано предостаточно. Пусть в Литинституте в 1958 году нашлись добровольцы, возжелавшие под государственным патронатом погромить дачу Пастернака, - но их было двадцать, а тех, кто объявил им бойкот, втрое, вчетверо больше! И я еще застал студенчество 1984 года, обменивавшееся бледными ксероксами и крамольной машинописью, и помню споры в вечерних аудиториях родного здания на Моховой, и любимых педагогов, вместо истории партийно-советской печати излагавших нам взгляды Витгенштейна и космогонию Даниила Андреева, а диктанты у нас давались из Галича, спасибо Евгении Вигилянской...

Был в русской литературе такой персонаж - "вечный студент". Например, Петя Трофимов. Но ведь он, строго говоря, никакой не студент - давно нигде не учится, живет на правах учителя или просто приживала в чужой семье... Он вечный студент не потому, что все никак не может закончить образование, - а потому, что навеки остался в этом идеалистическом, студенческом, розовом состоянии; он все еще идеалист, бессребреник, спорщик! Он так и не выучился топтать собственные благие порывы. Именно недостаток этого образования имел в виду Гоголь, называя Белинского во втором томе поэмы "студентом, не докончившим курса эстетики". Недоучившийся студент в русской традиции - тот, кто учился быть взрослым приспособленцем, да так и не выучился. И не зря самый прочувствованный, религиозный, тихим светом светящийся рассказ Чехова называется "Студент", и героем его же "Припадка" тоже не случайно сделан студент, списанный с Гаршина. Студенчество - это демонстрации и прокламации у Казанского собора, это взаимопомощь и горячность, раскольниковские бредовые идеи и разумихинское щедрое товарищество; мало в русском языке слов с такой положительной модальностью. Но вот поди ж ты - все это куда-то делось.

Современный студент охотно споет "Через тумбу-тумбу-раз" или "Крамбамбули", вспомнит даже "Поднявший меч на наш союз", но напрочь забыл, что такое коллективный протест. Его можно грести в армию - и на демонстрацию выйдут не студенты, а студенческие матери. Можно преподавать ему обновленный курс отечественной истории, в котором подчеркивается великая роль спецслужб, - и он бровью не поведет. Можно заставить его вступить в проправительственное движение - а можно даже не заставлять, достаточно поманить близостью к власти и бесплатным обучением в престижной финансовой академии - и он забудет все корпоративные правила студенчества и побежит разоблачать своих же сверстников, которым почему-то не нравится повальная стабильность... Может, дело в инфантилизме, а может, в том, что сегодняшнее российское общество вообще очень редко спорит о смысле жизни: оно убедилось, что от этих споров одна головная боль по утрам. Наверное, так и должен выглядеть прагматизм в действии. Но увы, как много раз показала история, идеализм гораздо выгоднее: с прагматиками можно сделать что угодно, и защитить их будет некому. Если прагматичным покажется платное образование, или массовый призыв студентов в армию, или новый вид госэкзамена, отсеивающий таланты и поощряющий начетчиков, - прагматик спокойно все это съест и станет жертвой собственной расчетливости. Потому что студенты обязаны были стать активной гражданской силой - и не стали ею; и теперь с ними в самом деле можно творить что угодно. Хоть распределение вводи (а об этом уже заикаются), хоть призывай среди учебного года, хоть перекраивай учебный план. Дело в том, что высшее образование в России давно перестало служить идеалам просвещения. Оно стало отсрочкой жизни, паузой перед взрослением, - и большая часть студентов, положа руку на сердце, все пять лет обучения откровенно и с удовольствием балбесничает. Прекрасно зная, что на работе потом понадобятся совсем другие знания. Ознакомьтесь, кстати, с данными о скрытой безработице. Посчитайте, сколько людей в России работает не по специальности. А потом уже удивляйтесь, почему студенты из интеллектуального авангарда общества сделались его балластом, вспоминающим о своей принадлежности к гордому отряду школяров лишь 25 января.

Сегодня этот праздник сродни гулянкам бывших десантников в Парке культуры: шума много, чести мало. Так и будет до тех пор, пока студенты не вспомнят о своем гордом звании. И не поймут, что вместе со студенческим билетом и правом распевать "Тумбу-тумбу" они получают еще и обязанность быть совестью своей страны.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир