Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин: "В отношениях с Украиной забегать вперед – только вредить делу"
- Статьи
- Политика
- Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин: "В отношениях с Украиной забегать вперед – только вредить делу"
На этой неделе Украина отметила вторую годовщину президентства Виктора Ющенко - в январе 2005-го, после двухмесячных акций протеста на "оранжевом майдане", он официально был признан главой государства и принял присягу. За эти годы многое изменилось - "оранжевая команда" распалась, сине-белые "региональщики" с Востока выиграли выборы в Раду, а их лидер Виктор Янукович вновь стал премьером. Немало пережили и отношения Киева с Москвой - от явного похолодания и прошлогоднего энергетического кризиса до заметного потепления после назначения Януковича главой кабинета. Что ждет Россию и Украину в будущем? И как решать все еще остающиеся проблемы между нашими странами? На эти и другие вопросы "Известий" ответил статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России, курирующий вопросы отношений со странами СНГ, Григорий Карасин.
вопрос: Как вы оцениваете нынешний уровень российско-украинских отношений. И что в них больше: плюсов или минусов?
ответ: Разумеется, плюсов. В 2006 году после вынужденной паузы мы наблюдали всплеск активного диалога с Украиной по всем направлениям сотрудничества. Сегодня у Москвы и Киева есть обоюдное желание придать нашему партнерству более высокое, а главное - конкретное качество. И это нас радует. Покажу на примерах.
22 декабря прошлого года в Киеве состоялись встреча Владимира Путина с президентом Украины Виктором Ющенко и первое заседание российско-украинской межгосударственной комиссии с участием президентов двух стран. Были обсуждены практически все актуальные вопросы двусторонних связей. И российская, и украинская сторона удовлетворены результатами состоявшихся переговоров. В деталях был проработан весь комплекс наших взаимоотношений.
Ключевой темой на переговорах был торгово-экономический блок вопросов. Здесь у нас немало поводов для оптимизма. За 11 месяцев 2006 года товарооборот между двумя странами составил почти 22 млрд долларов при темпах роста свыше 18 процентов.
Мы договорились о более тесном взаимодействии в авиакосмической, транспортной и военно-технической сферах, в области атомной энергетики, электроэнергетики, машиностроения, в пограничных и межрегиональных вопросах. Наметили обсуждение ряда совместных программ и проектов.
Была подтверждена приверженность январским договоренностям 2006 года в газовой сфере. Отрадно, что это сотрудничество будет развиваться на прозрачной основе и принципах рыночной экономики.
Наша работа должна обеспечить энергетическую безопасность наших стран и Европы. Думаю, что досужие домыслы о некоем "экономическом давлении" России на Украину потерпели фиаско.
Не была обойдена вниманием и культурно-гуманитарная составляющая, по которой шел конструктивный и откровенный обмен мнениями. Считаю, что это ключевая тема в наших отношениях. Ведь нас связывают языковая и культурно-историческая общность. И эта благодатная почва самым непосредственным образом сближает народы наших стран. С украинскими партнерами мы условились оказывать поддержку изучению русского языка и литературы на Украине и украинского языка и литературы в Российской Федерации, развитию прямых связей между высшими учебными заведениями России и Украины, активизировать деятельность совместной комиссии историков по разработке наиболее актуальных проблем истории России и Украины и российско-украинских отношений, в должной мере обеспечивать права русских на Украине и украинцев в России в сфере удовлетворения их языковых, культурных и образовательных потребностей.
Думаю, что россияне и украинцы, ценители русской и украинской литературы по достоинству оценят договоренность глав государств о проведении совместных мероприятий по празднованию памятных дат в нашей общей истории, в частности, 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Эта знаменательная дата в русской и мировой литературе будет широко отмечаться и в рамках ЮНЕСКО. Приближается и другая крупная дата - 300-летие Полтавской битвы в 2009 году. В Москве готовы объединить усилия на этот счет. Предстоит реализовать и другие культурные и научно-образовательные проекты.
В настоящее время мы уже приступаем к новому раунду консультаций и переговоров для того, чтобы реализовать принятые в рамках межгоскомиссии решения, наполнить конкретным содержанием будущие договоренности.
Конечно, в наших отношениях с Украиной не все выглядит в "розовых тонах". Есть и проблемные вопросы, они также стояли в повестке дня переговоров в Киеве. В Москве считают, что по ним нужно терпеливо работать. Забегание вперед только вредит делу.
в: А как идет переговорный процесс по азово-керченской проблематике?
о: Непросто. Но мы не ожидаем, что вопрос разграничения, особенно в Керченском проливе, будет решен легко и быстро. Камень преткновения здесь - позиция наших украинских партнеров, пытающихся доказать, что между бывшими советскими республиками - РСФСР и Украиной - была некая административная граница в Керченском проливе. Российская же сторона отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались. Поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.
В связи с этим вполне понятно, что Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке т.н. "линию охраны государственной границы" в указанных водах.
Однако важно и другое. Мы по-прежнему настроены конструктивно работать с украинскими партнерами, искать развязки по урегулированию всей проблематики, связанной с Азовским морем и Керченским проливом. Исходим при этом из принципиального положения Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года о том, что эти акватории исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.
В международном морском праве немало примеров того, как различные государства находили возможности не разграничения, а совместного использования морских акваторий, их разделяющих.
Российская Федерация, имея в виду большое значение Керченского пролива для ее экономики (более 70% всех грузоперевозок через пролив осуществляется в интересах России), а также целый ряд особых обстоятельств и исторических оснований, полагала бы оптимальным создание здесь режима совместного использования пролива с возможным установлением согласованного пояса территориальных вод вдоль побережий обоих государств. Такое решение, как нам представляется, всецело способствовало бы укреплению дружбы и сотрудничества с братской Украиной.
в: В прошлом году одной из острых проблем в российско-украинских отношениях была ситуация вокруг Черноморского флота Российской Федерации. Как обстоит дело сейчас?
о: Тематика Черноморского флота занимает особое место в отношениях между Россией и Украиной. Флот выполняет настолько важную и специфическую миссию, что все происходящее вокруг него неизбежно отражается на атмосфере наших взаимоотношений.
Это обстоятельство определяет и позицию России на переговорах с Украиной по Черноморскому флоту, ведущихся в рамках соответствующей подкомиссии российско-украинской комиссии по сотрудничеству. Наша цель - обеспечить условия, при которых флот мог бы полноценно и беспрепятственно выполнять поставленные перед ним задачи по обеспечению военно-политических интересов России. А достичь этого мы хотим путем нахождения решений, которые укрепляли бы российско-украинское добрососедство и партнерство.
По нашей оценке, в результате активизировавшегося в 2006 году переговорного процесса удалось значительно продвинуться вперед в этом направлении. Вспомните с чего начинался год: антифлотские заявления в ходе кампании по выборам в Верховную раду, недружественные действия украинских властей, провокации "Студенческого братства" в отношении объектов Черноморского флота. Сейчас ситуация изменилась. Идет профессиональный, деловой разговор, в рамках которого только и возможно нахождение взаимоприемлемых решений.
Если посмотреть на результаты, то можно говорить об улучшении взаимодействия в обеспечении экологической безопасности в местах дислокации воинских формирований флота, сближении позиций по вопросам правового положения военнослужащих и членов их семей, инвентаризации объектов, используемых Черноморским флотом. К сожалению, однако в течение длительного времени остается нераспутанным клубок противоречий по вопросам военно-политических условий деятельности Черноморского флота и навигационного обслуживания мореплавания в Черном и Азовском морях.
Переговоры по Черноморскому флоту в различных форматах продолжаются уже около 10 лет. В этом нет ничего чрезвычайного или драматического. Решаются одни вопросы - жизнь ставит новые.
Весь накопленный опыт показывает, что при наличии доброй воли и взаимного уважения возможно решение самых сложных вопросов. В этом направлении мы и дальше будем работать на ведущихся переговорах.
в: Возможно ли осуществление Россией и Украиной каких-либо совместных внешнеполитических инициатив? На Украине ряд политиков опасаются, что взаимодействие в данной области между Россией и Украиной приведет к попыткам поставить под сомнение государственный суверенитет этой страны. Как бы вы могли это прокомментировать?
Мы исходим из того, что в современных условиях ни одно, даже самое мощное, государство не в состоянии в одиночку противодействовать современным вызовам, успешно решать существующие проблемы. Поэтому Россия последовательно выступает за развитие международного сотрудничества, важной составной частью которого является сеть двусторонних отношений, конструктивного диалога и равноправного взаимодействия. Основа современных двусторонних отношений - совпадающие интересы, стремление оптимизировать те или иные действия на международной арене, предпринимая их совместно или параллельно с другими государствами.
Поле таких совпадающих интересов России и нашего стратегического партнера Украины обширно. Мы одинаково заинтересованы в том, чтобы наши страны развивались в благоприятных и безопасных условиях, чтобы не было покушений на наш суверенитет и территориальную целостность, чтобы с нами обращались как с равными партнерами и в отношении наших стран не допускались двойные стандарты или нравоучения.
Думается, что Россия и Украина в равной степени стремятся к построению единой процветающей Европы без разделительных линий, к верховенству права в международных делах, укреплению многосторонних институтов, к развитию сотрудничества в рамках СНГ и других структур. Все это создает достаточные предпосылки для эффективного двустороннего взаимодействия наших стран во внешнеполитической сфере, включая и возможное выдвижение совместных инициатив.
в: Вы оптимист или пессимист относительно будущего российско-украинских отношений?
о: Конечно, оптимист. Ведь жизнь доказывает, что при всем многообразии внешнеполитических интересов и приоритетов наших стран российско-украинское сотрудничество продолжает играть незаменимую роль в развитии обоих государств. Предпосылками для этого являются геополитические реалии, отсутствие неразрешимых политических проблем в наших отношениях, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик, разветвленные торгово-экономические и финансовые интересы сторон, обширные гуманитарные связи, объединяющие почти 200 миллионов человек, которые живут на огромном пространстве, от Карпат до Тихого океана.
Вся совокупность этих факторов дает основания с оптимизмом смотреть в будущее российско-украинского стратегического партнерства. Однако несомненно и то, что для более полного раскрытия его потенциальных возможностей необходимы неустанные совместные усилия, кропотливая работа на конкретных направлениях сотрудничества.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС
Как дальше будем жить с Украиной?
1. Снова по-братски - 9%
2. Будем вместе бороться с происками Запада - 5%
3. По суровым законам экономики - 52%
4. Жизнь покажет - 34%
В опросе приняли участие 2194 человека