Сколько стоит ЗАО "Москва"?
Во вторник городское правительство приняло проект закона "Об имущественной казне Москвы". Когда новый закон примет Мосгордума, столица сможет брать кредиты под залог не только своих денежных средств, но и другого имущества. Закон об имущественной казне также позволит городским властям к 2009 году расстаться с тем имуществом, которое по новому федеральному законодательству не имеет отношения к исполнению городом государственных функций.
Пока в федеральном Гражданском кодексе нет понятия "имущественная казна", шесть субъектов федерации уже приняли местные законы с использованием этого понятия. Выступавший на заседании правительства руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин определил имущественную казну как "иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями". Иными словами, городские автобусы, которые находятся в ведении Мосгортранса, к имущественной казне не относятся, а городской жилищный фонд или помещения опорных пунктов охраны правопорядка в жилых домах, так же как и незастроенные участки земли, и составляют эту казну.
В проекте закона довольно четко прописано, зачем Москве нужна имущественная казна: во-первых, чтобы учитывать и эффективно управлять имуществом; во-вторых, чтобы это имущество могло служить обеспечением обязательств города и участвовать во всевозможных залоговых схемах; в-третьих, чтобы от этого имущества можно было легко избавиться. По словам Владимира Силкина, федеральные законы № 184 и 131 (об организации исполнительных и законодательных органов власти и местного самоуправления) обязывают субъекты федерации после 1 января 2009 года сохранить в своей собственности только то имущество, которое необходимо для выполнения государственных функций, а остальное передать в ведение федерального правительства. И хотя выполнение этих законов Силкин назвал "большевизмом", определить имущество, необходимое для выполнения государственных функций Москве все же придется.
Единственное, что вызвало дебаты при обсуждении проекта закона, это вопрос оценки городского имущества. Юрий Лужков напомнил, что "всей движимости и недвижимости", принадлежащей городу, в Москве около миллиона объектов. Только городской жилищный фонд составляет около 50 млн кв. метров, а кроме этого город сдает в аренду почти столько же нежилых площадей. Причем рыночная оценка этого добра весьма условна и меняется год от года. К тому же не все объекты имущественной казны можно оценить рыночно: к примеру, помещение какого-нибудь районного комитета ветеранов не имеет рыночной стоимости, пока его не выставят на продажу как жилье или офис. Именно поэтому можно ожидать, что городская имущественная казна в будущем может быть использована в основном в качестве залога, а не просто как материальное дополнение к городскому бюджету, исходя из размеров которого Москва может делать государственные заимствования.