Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В раде обвинили Зеленского в намеренном сокрытии потерь ВСУ
Мир
Кулеба признал отсутствие у Украины шансов вновь иметь ядерное оружие
Общество
Госдума в приоритетном порядке рассмотрит допиндексацию военных пенсий
Мир
В Италии посетительница музея упала и случайно порвала картину XVI века
Спорт
Команда дивизиона Чернышева выиграла Матч звезд КХЛ
Мир
Страны Балтии присоединились к европейской системе электросетей
Происшествия
ВСУ предприняли четыре попытки атаковать Энергодар дронами-камикадзе
Мир
В ООН назвали план Трампа по расселению палестинцев из Газы незаконным
Общество
В Москве приостановили работу клиники из-за госпитализации женщин после ЭКО
Общество
Синоптик спрогнозировал морозы и снегопады в конце февраля
Мир
NYT сравнила Трампа со «школьным хулиганом» из-за его внешней политики
Мир
Преподавателя львовского университета нашли избитым после встречи с сотрудниками ТЦК
Общество
Вокруг танкера с мазутом в порту Усть-Луга в Ленобласти установили ограждения
Происшествия
В Курской области девять домов были повреждены в результате обстрела ВСУ
Общество
Мэр Горловки предупредил жителей об украинских суббоеприпасах «Колокольчик»
Армия
ЗРПК «Панцирь-С» поразил дрон ВСУ в приграничье Курской области
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате наезда на пешеходов в Екатеринбурге

Что можно увидеть на фотовыставке. И что - нельзя

На днях в Москве открывается большая выставка "Россия. История в объективе 1850-1940". Ею отмечает свое 80-летие Российский государственный архив кинофотодокументов, одно из крупнейших в мире собраний такого рода, входящее в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия. Накануне расставания с уходящим годом и встречи с новым такое культурное событие вполне объяснимо. Хоть раз за 365 дней стоит обернуться назад. Недаром первым тостом провожаем старый год, счастливый или не очень, но - прожитый, сыгравший свою роль в судьбе. Будущее вытекает из прошлого. Настоящее - плоть от плоти минувшего.
0
Проходчица московского метро (1934 г.)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На днях в Москве открывается большая выставка "Россия. История в объективе 1850-1940". Ею отмечает свое 80-летие Российский государственный архив кинофотодокументов, одно из крупнейших в мире собраний такого рода, входящее в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия. Накануне расставания с уходящим годом и встречи с новым такое культурное событие вполне объяснимо. Хоть раз за 365 дней стоит обернуться назад. Недаром первым тостом провожаем старый год, счастливый или не очень, но - прожитый, сыгравший свою роль в судьбе. Будущее вытекает из прошлого. Настоящее - плоть от плоти минувшего.

Из пресс-релиза: "Выставка воспроизводит характерные черты и важнейшие страницы истории... Людям хочется многое узнать, осмыслить, переоценить, и именно благодаря кинофотодокументам, зримым свидетельствам времени, мы воспринимаем события ярче, сильнее". В архиве - больше миллиона фотографических единиц хранения. Сотни великолепных альбомов позапрошлого и прошлого веков. Уникальные фотокадры представляют едва ли не весь цвет профессии, разнообразие художественных приемов, почерков, стилей, технического оснащения. Как говорят архивисты, "у нас есть все, начиная с подробной истории императорского дома. Все города и веси, реки и овраги, заводы-гиганты и сапожные мастерские, родильные дома и крематории, стадионы и банки, будни и праздники".

Однако... На выставке нет коллективизации и раскулачивания, голодомора и политических процессов-расправ, нет ГУЛАГа. И это - тот случай, когда отсутствие свидетельств и есть свидетельство. Государственный кинофотоархив советской власти только и мог отражать ее историю в идеологически "правильном" виде. Изначальная идея, заложенная в создание архива, - сбор исторических источников, которые убеждали бы граждан, а потом, как задумывалось, и нас, их потомков, видеть жизнь 20-30-х годов такой, какой желает власть. Потому собиралось лишь то, что разрешалось запечатлеть.

Народ должен был ликовать, узнавая о новых домнах и крейсерах, государственных займах и постановлениях партии и правительства, восхищаться женщиной с молотом в руках, колхозником с серпом. А сегодня смотришь на их изображения, и приходят на ум совсем незапланированные мысли и чувства. Сменился угол зрения, фокус внимания.

У этого архива нет спецхрана. Огромными закрытыми фотофондами владеют другие - силовые и близкие им ведомства. Нетрудно представить себе, сколько всего можно "узнать, осмыслить, переоценить" там.

Редакция благодарит за помощь главного специалиста отдела информации и публикации РГАКФД Елену Колоскову

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир