Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ледяные купания "лета Господня"

Лето сын Александр проводит неподалеку от Звенигорода. Часто наведываемся мы в прекрасный Саввино-Сторожевский монастырь. Малец бежит туда с подъемом, но есть стойкое подозрение, что связано это с бойкой продажей у стен обители монастырского кваса (25 руб. за маленький стаканчик) и вкуснейших пончиков (по 5 руб., "А мне сразу возьми три - нет, четыре!"). Хотя, в общем-то, дорога к Богу у каждого своя, и кто сказал, что на ее обочине негоже торговать пончиками?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По хорошей погоде в выходные захотелось семьей поехать в место праздничное и светлое. И тут 8-летний сын запросился в скит Саввы Сторожевского. Поскольку православие интересует отрока главным образом в Пасху ("Мама, ну чего ее ждать? Пора уже куличи есть — хочется! И вот то шоколадное яйцо дай хоть надкусить!"), домочадцы возрадовались: мальчишка вразумлен, духовно озарен и просветление это надобно всячески поощрять.

Лето сын Александр проводит неподалеку от Звенигорода. Часто наведываемся мы в прекрасный Саввино-Сторожевский монастырь. Малец бежит туда с подъемом, но есть стойкое подозрение, что связано это с бойкой продажей у стен обители монастырского кваса (25 руб. за маленький стаканчик) и вкуснейших пончиков (по 5 руб., "А мне сразу возьми три - нет, четыре!"). Хотя, в общем-то, дорога к Богу у каждого своя, и кто сказал, что на ее обочине негоже торговать пончиками?

К примеру, однажды, пока мы все с умилением слушали пение, Саша впал в состояние экстатического волнения. Выяснилось, однако, что причина тому не Божественная. На территории монастыря появилась Маша Распутина с дочерью и мужем. И если родня певицы вид имела вполне благочинный, то сама Маша блистала макияжем и платьем, способными отвлечь не твердых в вере граждан от главной цели их визита в обитель.

Так что всюду соблазны, всюду искушения... 

В километре от монастыря — пещера святого Саввы и его источник. Над источником — красивый сруб с ухоженными залами для "сестер" (налево) и "братьев" (естественно, направо), где все желающие могут погрузиться в купель. Именно туда и рвался Саша, взявший плавки на смену и огромное махровое полотенце.

По дороге выяснилось: рвение мальчика природу имело вполне  телекоммуникационную. Еще зимой насмотрелся Саша репортажей о том, как прыгали в Крещение в ледяную купель. Кто по вере, кто по карьере. Жириновский тогда окунулся единожды, выскочил злой, да еще тут же журналистов грубыми словами покрыл. Подкачал, вроде как. Или хитренько "подвинулся" перед главной партией страны? Ибо именно "дядя-единоросс" нырнул, как положено, трижды, да с головой, да крестился, да кричал громко "Хорошо!". Обряды — интимное дело, но ведь у политиков как: мы за интим, но чтобы вокруг стоял коллектив. Партийный. Короче, запомнил мальчик то погружение накрепко, но духу лишь к лету набрался.

Подошли мы к источнику. Тут завязался концептуальный спор: приехали одни женщины, и как мальчонку на "братскую" половину одного отпускать — еще утонет! На Бога надейся... Посему потащили мы возмущенного "братца" к "сестрам". Разделся отрок до трусов, крестик поправил. Тут какая-то женщина, узрев худобу купальщика, подошла и тихо так мне говорит: "Температура-то плюс четыре..." Саша, в холода не вылезающий из гайморита, с Цельсием  по малолетству лично не знаком. Я моргнуть не успела, он уже над водой молитву, как положено, сотворил, по колено забежал — тут ему ноги и свело: "Мама, холодно!"

Как разрешить отступить? Малодушие — это ведь тоже о душе, о характере! И кричу я ему со ступенек: "Иди скорее на глубину, окунайся!" Он услышал — и вперед: окунается, крестится, окунается. "Хорошо!" — пищит. Выскочил из воды, закутала я его в полотенце, а он и не дрожит — тут же ехидно возвращает мне родительский наказ: "Давай теперь ты, мама. Слабо?"

Деваться некуда. Грешная мыслишка тренькнула: прическу жалко, день назад в парикмахерской была. Женщина-мать — она как двуглавый орел, но мать — вы замечали? — всегда побеждает. И я снимаю одежку, бегу в воду. Три раза честно погрузилась, а выскочила — холода и в помине нет, по телу словно огневушка-поскакушка бегает. То ли действительно вода святая, то ли от того, что греет главная победа — над ленью своей и страхами.

Вышли мы с Сашей из купальни, глянули на нас домочадцы — и рванули к купели. Сестра моя, у которой суставы ломит, когда первое хилое облачко еще только лениво раздумывает, не взять ли ему курс на Москву. Старушка-мама, у которой хворей — по числу прожитых лет. Но маму-то, положим, остановить я успела.

А поутру проснулись в панике: Сашка носом шмыгает. И опять бес сомнений посетил, унылый призрак гайморита . Но солнце палило в тот день нещадно — сопли выжгло дотла.

В школу сынок понес сочинение "Как я провел лето". Ну, конечно, про то, как в источник нырял. Очень духоподъемно написано. Домочадцы в восторге. Одно меня смутило — последняя фраза: "Мы с мамой типерь окунаться будем часто. Даже зимой".

Господи, ну и что мне ТИПЕРЬ делать?

В источниках можно исцелиться. Или простудиться

Как относится православная церковь к таким купаниям

— Вода и источники были символом чистоты еще в дохристианские времена, — говорит профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Ильич Осипов, — и целебные свойства многих хорошо известны. У нас в Сергиевом Посаде есть источник Гремячий. По одной из версий, возле него останавливался отдохнуть по пути в Киржач преподобный Сергий Радонежский, по другой — источник пробился во время молитвы преподобного. Святые источники либо были устроены святым, либо связаны с его именем.

В Гремячем чудо исцеления я наблюдал своими глазами. У моей сестры был сильнейший хондроз, голову повернуть не могла. Однажды мы пришли на этот источник, она встала под струю, и, по ее словам, сначала был сильный жар, часа два, а потом все прошло. И за семь лет с тех пор лишь однажды возникла небольшая боль, но абсолютно не сопоставимая с тем, как было раньше. Даже не боль, а некое чувство неудобства. А вот сам я там простудился — был случай, перекупался. Действие таких источников, как и других святынь, зависит от самого человека, от его стремления жить по-евангельски.

Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк сказал "Неделе", что купания в святых источниках, как и купание в проруби на Крещение, — это хотя и религиозная, но народная традиция. Дело это добровольное. Церковью оно не предписано, и не следует путать эти купания с таинством крещения.

Источников, где зафиксированы исцеления, немало. Во Франции, в Лурде на месте явления Богородицы устроены купальни. В России наиболее известные исцелениями источники — у Саввино-Сторожевского монастыря, в Давидовой пустыни, в Девееве, у Никитского монастыря в Переславле-Залесском. В паломнических службах всегда есть подробная информация о таких купальнях и источниках.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир