Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Музей Путина начнется с "Запорожца"

"Запорожец", на котором 34 года назад будто бы рассекал по Ленинграду студент юрфака ЛГУ Владимир Путин, не могут вспомнить однокашники президента: он, оказывается, не только не катался с друзьями на машине, но вообще ее не афишировал. Позже, уже работая в КГБ, он с удовольствием возил друзей на своих "Жигулях". А на "ушастом" предложил прокатиться только своему американскому коллеге перед встречей "большой восьмерки". Теперь "Запорожец" займет почетное место в музее, который друзья президента намерены открыть после саммита G8. - Когда это показали по телевизору, мне стали звонить наши общие знакомые, - рассказал "Известиям" однокашник Владимира Путина, бывший военный прокурор Ленинграда Леонид Полохов. - Зная об отношениях, которые связывали нас во время учебы, все спрашивали: "Ты-то знал об этой машине?". По словам Леонида Полохова, он, как и другие однокурсники, понятия не имел, что у Путина есть машина. - В те годы 18-20-летние студенты просто не могли купить на свои деньги автомобиль, даже "Запорожец". Поэтому, если и была у него машина, рассказывать об этом однокурсникам он бы не стал. Чтобы не выделяться, - объясняет скрытность своего друга юности Полохов. Зато через 10 лет после окончания университета, рассказывает Полохов, в середине 80-х, когда Владимир Путин работал в питерском Управлении КГБ, он время от времени даже заезжал по вечерам за своим университетским приятелем и подвозил его до дома. Правда, Путин тогда водил уже не "Запорожец", а "Жигули".
0
Путин с Бушем на саммите под Санкт-Петербургом (фото: AP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Запорожец", на котором 34 года назад будто бы рассекал по Ленинграду студент юрфака ЛГУ Владимир Путин, не могут вспомнить однокашники президента: он, оказывается, не только не катался с друзьями на машине, но вообще ее не афишировал. Позже, уже работая в КГБ, он с удовольствием возил друзей на своих "Жигулях". А на "ушастом" предложил прокатиться только своему американскому коллеге перед встречей "большой восьмерки". Теперь "Запорожец" займет почетное место в музее, который друзья президента намерены открыть после саммита G8.

Белый "Запорожец" 1972 года выпуска красуется на лужайке возле Константиновского дворца в Стрельне. Здесь неделю назад встречались два президента, а потом наш с гордостью показывал американскому свой первый автомобиль. "Запорожец", как и следовало ожидать, поразил воображение Буша. Осторожный американец отказался от предложения прокатиться, хотя вид у раритетного авто нынче почти цивилизованный. Путин уверял Буша, что машина даже на ходу.

- Когда это показали по телевизору, мне стали звонить наши общие знакомые, - рассказал "Известиям" однокашник Владимира Путина, бывший военный прокурор Ленинграда Леонид Полохов. - Зная об отношениях, которые связывали нас во время учебы, все спрашивали: "Ты-то знал об этой машине?".

По словам Леонида Полохова, он, как и другие однокурсники, понятия не имел, что у Путина есть машина.

- В те годы 18-20-летние студенты просто не могли купить на свои деньги автомобиль, даже "Запорожец". Поэтому, если и была у него машина, рассказывать об этом однокурсникам он бы не стал. Чтобы не выделяться, - объясняет скрытность своего друга юности Полохов.

Зато через 10 лет после окончания университета, рассказывает Полохов, в середине 80-х, когда Владимир Путин работал в питерском Управлении КГБ, он время от времени даже заезжал по вечерам за своим университетским приятелем и подвозил его до дома. Правда, Путин тогда водил уже не "Запорожец", а "Жигули".

- Если я еще был занят, Путин садился на диванчик в моем кабинете и с удовольствием читал уголовные дела, которые я ему давал, - вспоминает Полохов.

Марина Гарина

"Запорожец" Путина уедет на "Дачу Линдстрема"

Кто и как восстановил "крутую тачку", которой хвалился перед Бушем наш президент?

Помните 21-ю "Волгу", на которой Буш и Путин прокатились в Ново-Огарево? Десятки репортеров старались запечатлеть этот пробег во всех подробностях.

Когда же у президента появился еще один ретро-автомобиль, да еще и тот самый, за руль которого он впервые сел более 30 лет назад, народ оказался заинтригован пуще прежнего. Обозреватель "Известий" Никита Киселев провел собственное расследование, кому мы обязаны появлением очередного звездного раритета.

Кто восстановил автомобиль

"Запорожец" для президента восстановил Олег Руднов - глава Балтийского медиа-холдинга, а заодно и коллега Путина по работе в Питере.

Он знал, что Путину будет приятно увидеть автомобиль, с которым связано столько воспоминаний, и постарался сделать автомобиль к саммиту "большой восьмерки", который прошел в Стрельне. Как мне удалось выяснить, "Запорожец" не то чтобы стал сюрпризом для Путина, но, по свидетельству очевидцев, он действительно был очень рад увидеть свой первый автомобиль в добром здравии.

Непосредственно восстановлением автомобиля занимался мастер Павел Веселов. Задача оказалась непростая. Для такого высокопоставленного ремонта ему пришлось обратиться сразу на несколько заводов, чтобы покрыть хромом дверные ручки и бамперы. Кроме того, ему пришлось связаться с клубом любителей "Запорожцев", где он уточнил все детали конструкции.

Единственная неоригинальная деталь в автомобиле - сиденья. В отличие от обычного "Запорожца" они сделаны из натуральной коричневой кожи, а не из заменителя. В остальном - он точно такой же, как и был 32 года назад, когда достался семье Путиных благодаря счастливому лотерейному билету.

Номера на "Запорожце" существуют в двух экземплярах. Первый вариант - современные государственные номера, а второй - бутафорские под 70-е годы, сделанные точно по фотографиям.

Некоторые СМИ утверждали, что автомобиль носит на руках охрана, а на самом деле он - просто покрашенный макет. На самом деле это далеко не так. Охранники действительно передвигали "Запорожец" вручную, просто не посмев самостоятельно заводить машину.

В том, что автомобиль действующий, убедился сам президент, когда Олег Руднов показывал ему автомобиль. По словам очевидцев, президент сам проехался на "Запорожце" по Стрельне и остался очень доволен.

Музейный экспонат

В ближайшее время "Запорожец" займет место в музее "Дача Линдстрема". Эта "дача" на время саммита G8 была местом проведения неофициальных встреч глав делегаций.

Петр Иванович Линдстрем (ударение на последнем слоге, или, как считает историк Гробатенко, есть еще вариант написания Линдестрем) был лейб-медиком великого князя Константина, в честь которого и назван Константиновский дворец. К сожалению, в 1992 году здание частично сгорело, но уже через год было восстановлено под чутким руководством господина Руднова.

Здание трехэтажное, и в нем найдется место сразу для нескольких экспозиций. Кроме "Запорожца", в музей попадут ружья и ножи, которые дарили нашему президенту, а также модели судов Северного флота, на которых он плавал. Свое место займет Конституция Российской Федерации в дорогом переплете с изумрудами и бриллиантами, картины, а также знаменитое кимоно.

В других комнатах будут выставлены фигуры глав государств "большой восьмерки", о каждом из которых также можно узнать много интересного. Скажем, Жак Ширак в молодости переводил на французский "Евгения Онегина", а японский лидер Дзюнъитиро Коидзуми обожает Элвиса Пресли и даже записал диск лучших песен в своем исполнении.

В музее откроется и ресторан "Резиденция", который будет кормить посетителей так же вкусно, как и гостей саммита.

Точная дата открытия музея пока неизвестна - сначала откроется экскурсионное бюро Константиновского дворца, а потом в залы пустят первых посетителей.

ВВП был лихачом

Беседа с президентом из книги "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным":

- Как то маме вместо сдачи в столовой дали лотерейный билет, и она выиграла "Запорожец". Я тогда учился на третьем, кажется, курсе. Долго думали, что с этой машиной делать. Жили мы скромно. Я себе первое пальто купил, только когда еще раз в стройотряд съездил, через год после отдыха с ребятами в Гаграх. Это было первое приличное пальто. С деньгами в семье было туго, и решиться в этих условиях отдать мне машину казалось абсолютным безумием. Ведь можно было продать ее, деньги получить - три с половиной тысячи, не меньше. Можно было бы хорошо подправить семейный бюджет, но родители решили меня побаловать. Отдали "Запорожец" сыночку, и он на нем благополучно рассекал. Я на этом "Запорожце" все время ездил, даже на сборы. Я лихачом был. И при этом все время боялся разбить машину. Как ее потом восстанавливать?

- Один раз вы все-таки в аварию попали. Человека сбили.

- Я тогда не виноват был, это выяснили. Он сам, что ли, прыгнул... Счеты с жизнью сводил... Не знаю, что он там творил, балбес какой-то. Он убежал тут же.

- Говорят, вы пытались догнать его.

- То есть?! Вы что, думаете, я его машиной сбил, а потом еще пытался догнать? Не такой уж я зверь. Просто вышел из машины.

Никита Кисилев

Первые автомобили первых лиц

Буш начал гонять на кабриолете Triumph

Джордж Буш признался Владимиру Путину, что первой машиной в его жизни был Triumph. Кстати, это не очень патриотично, ведь авто выпускали британцы. Triumph - такой же антиквариат для современной Америки, как ушастый "Запорожец" - для России. И тот и другой выпускались в семидесятые годы, а в начале 80-х практически "сошли с дистанции".

"Спортивный кабриолет Triumph Буша был известен в Хьюстоне (самый крупный город Техаса) до тех пор, пока Джордж не женился на Лоре в 1977 году", - пишет о первой машине президента США журнал "Ньюсуик". Хорошо известно, что в молодые годы Буш был порядочным выпивохой (по его собственным словам, он был "молодым, безответственным и совершил немало ошибок"). В 1976 году в возрасте 30 лет будущий президент был остановлен полицией городка Кеннебанкпорт, что в штате Мэн, где находится родовое гнездо семьи Буш.

После хорошего ужина с тремя приятелями и девушкой он управлял своим кабриолетом в нетрезвом состоянии. Допросив, полиция отпустила  Джорджа, взяв с него штраф в 150 долларов. Допрос и уплата штрафа зафиксированы в протоколах полиции.

Однако позднее журналисты раскопали и другие любопытные детали этой истории. По данным властей Кеннебанкпорта, Буша тогда лишили водительского удостоверения на 30 дней. А полиция штата Техас, где он тогда проживал, утверждает, что права у него отняли на целых два года.

Это дало репортерам обильную пищу для размышлений. Телекомпания MSNBC, например, предполагает, что у Буша и до этого были "приводы" за вождение в пьяном виде, иначе его не ждало бы столь суровое наказание. Журналисты выяснили и еще один любопытный и крайне нетипичный для Америки факт. Уже будучи губернатором Техаса, Буш изменил номер своего водительского удостоверения. "Заметает следы прошлых проступков", - решила пресса.

Думает Буш и о новых поколениях автомобилей. В 2003 году, выступая перед конгрессом с речью "О положении в стране", он сообщил, что его администрация выделяет на исследования по созданию экологически чистых, работающих на водороде машин $1,2 млрд. Чтобы, как сказал президент США, "первый автомобиль, который приобрел бы родившийся сегодня ребенок, работал на водороде и не загрязнял окружающую среду".

Жак Ширак ездил к девушкам на Citroen

Большинство биографов убеждены, что первым автомобилем Жака Ширака был Citroen 2CV. Это самая популярная в истории Франции машина, которую в народе называли "две лошадиные силы", выпускалась с 1949 по 1990 год и стоила почти в два раза дешевле "жука" Wolkswagen.

"Автомобили притягивали Жака Ширака с младых ногтей, - рассказал "Неделе" публицист Филипп Мадлен, автор 900-страничной биографии французского президента. - Возможно, это связано с тем, что его отец Абель Ширак, был одним из руководителей фирмы, торговавшей самолетами. Сам Жак знал наизусть все марки автомобилей, их технические характеристики. Более того, одно время он даже хотел стать автомехаником. Не исключено, что это увлечение возникло, когда он еще подростком ездил на каникулы в Коррезе, где напротив их дома была авторемонтная мастерская. Да и став взрослым, он любил повозиться со своей машиной".

Когда Жак Ширак появился на свет в 1932 году, на Эйфелевой башне во всю ее высоту светилась рекламная надпись Citroen. Создатель фирмы, знаменитый инженер Андре Ситроен, считал, что первыми тремя словами каждого французского ребенка должны быть "мама, папа, "Ситроен".

73-летний президент Ширак в течение всей жизни отдавал в быту предпочтение именно марке Citroen. Он ездил на Citroen DS - так называемой "лягушке", на Citroen CX совершил тур по Парижу сразу после своего избрания главой государства в 1995 году.

О некоторых нравах Ширака-автомобилиста, политика и человека поведал Жан-Клод Ломон, который четверть века был его личным шофером. Когда же его неожиданно выставили за дверь по требованию мадам Бернадетт Ширак, он, обидевшись, опубликовал скандальные мемуары "Двадцать пять лет с Ним", где, в частности, рассказал о любовных похождениях своего патрона.

Тони Блэр "рассекал" на пикапе Ford

Во время учебы в колледже Сейнт-Джонс Оксфордского университета будущий адвокат Тони Блэр всерьез увлекался современной музыкой. В это время он, как и многие его сверстники, носил длинные волосы и играл на бас-гитаре в группе Ugly Rumours ("Нелепые слухи").

Тони не был тогда еще женат и, как поговаривают, пользовался успехом у дам. Чтобы производить на них должное впечатление и попутно перевозить на студенческие вечеринки свои инструменты, Блэр на свои деньги купил вместительный пикап Ford Thames, которым очень гордился и дорожил.

У госпожи Меркель есть как минимум права

Канцлер ФРГ Ангела Меркель никогда не отличалась любовью к технике и физкультуре. Во время учебы в университете у нее были всегда самые высокие оценки, за исключением одной дисциплины - физической культуры.

Узнать автомобильные пристрастия Меркель оказалось делом сложным. В ведомстве федерального канцлера строгий чиновник дал "Неделе" утвердительную справку: "Водительское удостоверение у главы берлинского кабинета есть!"

Она получила права, как считают знатоки, еще во времена ГДР, когда в социалистических школах в числе обязательных была автомобильная подготовка. Вождению Ангелу обучали на шедевре автопрома ГДР Trabant. Машину, корпус которой был изготовлен из специальной пластмассы, ласково называли "Траби".

Евгений Бай (Вашингтон), Юрий Коваленко (Париж), Игорь Являнский
 
Лимузины лидеров "большой восьмерки"

Основные требования к служебным лимузинам лидеров "большой восьмерки": бронированный кузов (должен выдерживать взрыв ручной гранаты), пуленепробиваемые стекла (толщина до 48 мм), специальные покрышки (можно продолжать движение со скоростью до 150 км/ч, даже если они пробиты).

У президента США Буша - три служебные машины Cadillac (мощность мотора 520 л.с.). В салоне 7-метрового лимузина - 7 кресел с подогревом, выдвигающийся письменный стол с компьютером, видео- и аудиосистемы, связь с любой точкой планеты. Общая стоимость машин - $10 млн. По традиции Буш платит за прокат один доллар в год.

У британского премьера Блэра - два авто Jaguar Super XJ V8. Машина может развивать скорость до 240 км/ч. В дверях - стальные пластины толщиной 4 мм. Специальный воздушный фильтр, не позволяющий проникать газам в салон. Цена за штуку - 196 тыс. евро.

У итальянского премьера Проди - Audi A8. Машина длиннее серийной на 13 см. Стоит 250 тыс. евро.

У президента Франции Ширака - Renault Safrane presidentielle и Peugeot 607.
У президента России Путина - Mercedes 600 Pulmann. Мощность 12-цилиндрового двигателя - 400 л.с. Длина - 6,2 м, вес - 3 т.

Номера президента в ГИБДД не зарегистрированы

"Запорожец" ВВП выпущен в 1972 году. На нем номер - 0307 ЛЕХ. Однако по базам данных ГИБДД Санкт-Петербурга и области такой номер "не проходит".

Как утверждает интернет-издание "Фонтанка.ру", в собственности российского президента есть еще прицеп синего цвета ММЗ-81021 с номером 5871 ЛД, 1987 года выпуска.

Комментарии
Прямой эфир