Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Стенобитных дел мастер

Сухой, седой, упертый, талантливый, мятежный дух Pink Floyd по имени Роджер Уотерс наконец-таки дотащил негасимую "Обратную сторону Луны" до Красной площади. Один из самых декларативных и обеспеченных артистов-социалистов капиталистического мира дал без малого трехчасовой концерт на Васильевском спуске. Конечно, можно обойтись без политизированного вступления и говорить только о музыке. О выдающейся музыке - британские статистики подсчитали, что "флойдовский" альбом "The Dark Side Of The Moon" на планете Земля ежеминутно кто-нибудь да слушает.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сухой, седой, упертый, талантливый, мятежный дух Pink Floyd по имени Роджер Уотерс наконец-таки дотащил негасимую "Обратную сторону Луны" до Красной площади. Один из самых декларативных и обеспеченных артистов-социалистов капиталистического мира дал без малого трехчасовой концерт на Васильевском спуске. 

Конечно, можно обойтись без политизированного вступления и говорить только о музыке. О выдающейся музыке - британские статистики подсчитали, что "флойдовский" альбом "The Dark Side Of The Moon" на планете Земля ежеминутно кто-нибудь да слушает. И это длится уже тридцать лет! Но как обойтись, если господин Уотерс всегда решительно подчеркивает общественно-политическую составляющую своего рокового (ударение ставьте по выбору — на первый или предпоследний слог) дела.

Эта особенность, возможно, и стала когда-то одной из причин размежевания Роджера с остальными участниками группы "Пинк Флойд". Раздражала басиста-борца гражданская аморфность и отвлеченная психоделичность его товарищей по легендарной команде. И пошел он другим путем. Путь этот, как быстро выяснилось, оказался параллельным. Совсем недавно гитарист Энди Фэйруэзер-Лоу, работавший с Роджером над последними записями и входящий в его нынешний гастрольный состав (тот, что играл на Васильевском), заметил кому-то из западных журналистов, что далее сотрудничать с экс-"пинком" не намерен (хотя тот настойчиво приглашает его в следующий мировой тур), и добавил: "Уотерс — отличный парень, но немного не от мира сего"...

В Москву "веселый Роджер" прилетел через день после выступления перед 50-тысячной аудиторией в израильском поселке Неве-Шалом. Разумеется, песнями на Земле обетованной Роджер, одна из крупнейших мировых рок-звезд, не ограничился. Уотерс успел расписать бетонную стену, возведенную израильскими властями в окрестностях Иерусалима для защиты от непрошеных гостей, и публично высказать все, что думает об этой архитектурной конструкции... 17 лет назад кадры крушения Берлинской стены не раз сопровождались знаменитыми музыкальными цитатами из культовой "флойдовской" "The Wall". Как знать, не дождется ли Роджер крушения — под ту же тему — еще одного "постыдного барьера"?

Пока пафос израильских деяний Уотерса по душе преимущественно тем, кого проблема непосредственно не касается. Радикальные палестинцы высказали неудовольствие тем, что музыкант вообще устроил шоу в Израиле. Они, оказывается, используют в качестве одного из девизов в своей борьбе со стеной и "оккупантами" строки из прославленной уотерсовской песни "Another Brick In The Wall" все из того же альбома "Стена". А он, понимаете ли, решил ее врагам пропеть. Израильтяне, в свою очередь, тоже остались недовольны миротворчеством Роджера и попросили его: "Лучше пойте, а не учите нас жить!" Уотерсу пришлось даже несколько поменять гастрольные замыслы и вместо шоу в центральном парке Тель-Авива устроить концерт в интернациональной деревне Неве-Шалом ("Оазис мира"), где мирно сосуществуют и евреи, и арабы.

Официальную часть своего российского визита Уотерс начал пресс-конференцией в отеле "Балчуг-Кемпински", где никаких резких политических высказываний не делал, ограничившись общими фразами и обещанием сыграть вторую часть шоу, то есть собственно "The Dark Side Of The Moon", максимально приближенно к оригиналу.

Концерт на Васильевском начался с получасовым опозданием, которое в данном случае было кстати. Отменная погода и яркое предзакатное солнце сводили на нет свето-пиротехнические задумки программы. Центральный и самый крупный из задействованных в шоу экранов, расположенный на заднике сцены, все первое отделение (в котором Уотерс исполнял уже виденную москвичами четыре года назад программу "In The Flesh") практически бездействовал. Разглядеть на нем что-либо было крайне затруднительно. Огненные россыпи, изредка вспыхивавшие на краю сцены, тоже производили эффект лишь на VIP-партер. Впрочем, визуальные детали интересовали понимающую публику во вторую очередь. Главное — достойный звук и экскурс по знакомым "флойдовским" вехам.

У Спасской башни Уотерс смотрелся еще символичнее Пола Маккартни. "Битлз" по большому счету никакой обструкции в СССР не подвергались. А вот "Пинк Флойд" — со своей метафизикой и политпамфлетами — и впрямь фигурировал в пресловутых списках запрещенных групп. В приснопамятной программе "Веселые ребята" как-то запустили прибаутку: "Тех, кто слушает "Пинк Флойд", — гнать поганою метлой!" И вот Уотерс с гитарой наперевес стоит перед Красной площадью, и многотысячная толпа хором восклицает историческую фразу: "We don't need no thought control!"

На видеоэкранах мелькают лица тиранов минувшего столетия: Сталин, Мао, Ким Ир Сен, слева от Роджера возвышается кремлевская стена, а справа идет демонтаж советской "России". Лучших декораций и не требуется.

Насчет того что мы не нуждаемся в контроле за нашими мыслями, Уотерс пел в финале второй части шоу, когда прозвучали все главные темы из "The Dark Side Of The Moon", в том числе и пронзительная "The Great Gig In The Sky", исполненная вместо бледнолицей Клэр Торри (недавно отсудившей у "пинков" права на соавторство данной композиции) одной из трех темнокожих бэк-вокалисток нынешней группы Уотерса.

В качестве коды Роджер, конечно, не смог отказаться от удовольствия дать очередного "пинка" сегодняшним агрессорам, а именно — американской администрации, и очень проникновенно пропел антимилитаристскую тему "Bring Тhe Boys Back Home". Эта же фраза гигантскими алыми буквами высвечивалась за его спиной. В Кремле, надо полагать, против такого апофеоза никто не возражал. Жаль только в "танцевальном партере", где располагалась основная масса зрителей, оценить режиссерский ход было невозможно. Все купившие билеты в эту часть "зала" находились в гигантском отдалении, сбоку от сцены и смотрели четко в кирпичную ограду Кремля. Уотерс, честь ему и хвала, пытался, как мог, спасти положение — спускался со сцены, подолгу застывал в нужном углу подиума, но выглядело это все комично и унизительно. Не зря в самом начале он спросил у удаленного от престижных мест народа: "А что вы там делаете?"

Комментарии
Прямой эфир