Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Евгений Гришковец: "Никогда не соглашусь участвовать в передаче типа "Аншлаг"

0
Евгений Гришковец: "Никогда не соглашусь участвовать в передаче типа "Аншлаг" (фото: Игорь Захаркин "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Писатель, режиссер, драматург Евгений Гришковец и шоумен Александр Цекало скоро выпустят совместный проект "По По", репетицию которого Евгений Гришковец сыграл для публики на только что завершившемся театральном фестивале NET. С Евгением Гришковцом побеседовала обозреватель "Известий" <B>Марина Давыдова.</B> <BR><BR><B>известия: </B>Как и почему вы решили делать свой новый спектакль с Александром Цекало? <BR><BR><B>Евгений Гришковец:</B> У меня не было насчет него никаких планов, пока мы лично не познакомились. Это произошло случайно в кафе во время моих гастролей в Киеве. Он стал рассказывать, что ему хочется делать на сцене, и я вдруг понял, что это никаким образом не противоречит моим собственным представлениям о театре. В общем, я ему сам предложил поработать со мной. Я до этого многим артистам предлагал, и они по разным причинам отказывались. А он тут же согласился. <BR><BR><B>известия:</B> Но у него есть своя маска, которую сложно отменить...<BR><BR><B>Гришковец:</B> А зачем ее отменять? Он сразу же, как только мы начали работать, сказал: я надеюсь, тебе не нужен второй Гришковец на сцене. Он довольно ревниво отстаивает на репетициях свой способ высказывания. Не только свою манеру, но и свою лексику, привычное для него построение фраз. Он больше обращается к деталям, чем я. Это для него, конечно, еще и шанс расширить представление о себе самом у публики. <BR><BR><STRONG>Я даже спрашивал у водителей такси: вам нравится Петросян?</STRONG><BR><BR><B>известия: </B>И все же работа с человеком из шоу-бизнеса, даже умным и талантливым, помещает спектакль в какой-то новый контекст. Вы не боитесь, что кто-то скажет: вот и Гришковец становится потихоньку попсовой фигурой, а давно ли был артистом камерного жанра...<BR><BR><B>Гришковец:</B> Я не так давно купил в городе Владивостоке у пиратов диск "три в одном". На нем были записаны две комедии с участием Джима Керри и мой <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/afisha/article14927&quot; target="_blank">спектакль "Как я съел собаку"</A>. В этот момент я окончательно понял, что перестал уже быть элитарным театральным явлением. Конечно, мои спектакли камерные по сути, но я нашел ту интонацию, которая позволяет совершенно точно и адресно работать на тысячный зал. Я ведь езжу на гастроли в такую провинцию, в какую не ступала нога фестивальной театральной элиты, где вообще нет камерных театров. <BR><BR><B>известия: </B>Но для вас существуют, тем не менее, какие-то табу?<BR><BR><B>Гришковец: </B>Конечно, существуют. Есть люди - совсем не эстрадные и не попсовые, - с которыми я даже разговаривать не буду. Например, на телевидении. Националисты, лукавые борцы за нравственность, к которым я никогда не пойду на передачу. Ни на какую. И даже не буду изображать свое лояльное отношение к ним. <BR><BR><B>известия:</B> Я имела в виду скорее жанровые табу. Если вас позовут, скажем, в новогоднее телешоу, вы согласитесь? <BR><BR><B>Гришковец:</B> Ну думаю, что предложение выступить в одной передаче с Аллой Пугачевой мне все же не поступит. Во всяком случае, в ближайшее время. А если и поступит, я сам откажусь по той простой причине, что у людей, сидящих в зале, я буду вызывать недоумение, а может, и раздражение. По этой же причине я никогда не соглашусь участвовать в передаче типа "Аншлаг". Во-первых, я буду там не уместен. Во-вторых, у меня нет ни родственников, ни друзей, ни знакомых, которые бы любили, скажем, Петросяна. (Длинная пауза<EM>.</EM>) Да я вообще не знаю ни одного человека, который бы его любил. Вы знаете? Я даже одно время спрашивал у водителей такси: вам нравится Петросян? Не-е, говорят, не нравится. Я вижу, что залы заполнены, но кто эти люди, откуда они... Может, они вообще с другой планеты? <BR><BR><STRONG>После трех лет службы на флоте я все ходил и думал: господи, какое же это фантастическое изобретение - унитаз</STRONG><BR><BR><B>Гришковец: </B>А еще есть табу, связанные с темами. Я не отвечаю на вопрос, что я ем, во что я одеваюсь и какие машины предпочитаю. Я совершенно уверен, что это не имеет никакой ценности. Моя частная жизнь ничем не ценнее частной жизни тех людей, которые приходят на мои спектакли. <BR><BR><B>известия: </B>Жаль. А я как раз хотела расспросить вас о вещах. Дело в том, что вы один из немногих людей, которые знают в них толк. Не случайно в ваших спектаклях так много вещественного мира. И он всегда очень конкретен. <BR><BR><B>Гришковец:</B> Да. <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article104452&quot; target="_blank">Но при этом я сознательно не называю марку автомобиля, на котором ездит, например, герой романа "Рубашка"</A>. Потому что для этого надо было бы придумать марку, которая людьми состоятельными не воспринималась бы как бедная машина, а у тех, кто ездит на стареньких "шестерках", не вызывала бы социального гнева. Я задумался и не смог выбрать такую марку. <BR><BR><B>известия: </B>Речь не о марке. Один очень крупный искусствовед, блестящий специалист по XVII веку, как-то сказал, что, с его точки зрения, художественный гений в конце ХХ века в первую очередь явил себя в дизайне машин. Мы живем в эпоху, когда достижения технического гения и художественного вдруг совместились...<BR><BR><B>Гришковец:</B> Согласен, согласен. И прежде этого не было. В мире не осталось ни одного линейного корабля, дредноута, времен Первой мировой. Их разрезали на металл. Их нет даже в виде музейных экспонатов. Даже в Великобритании, где их создали и где так ценят инженерную мысль. Последний дредноут, который ржавел в Турции, был разрезан на металл в 1957 году. В этих кораблях, в их архитектуре тогда никто не искал красоту. Эту красоту увидели лишь теперь. И если бы кто-то сейчас прознал, что такой корабль где-то сохранился, выделили бы огромные средства, чтобы его восстановить и им любоваться. Теперь появилось очень много безумных коллекционеров, которые ездят по всему миру и коллекционируют, например, паровозы.<BR><BR><B>известия: </B>Появилось понятие "винтаж". <BR><BR><B>Гришковец:</B> Да. Я вот ношу часы 1910 года - когда их выпускали, той красоты, какую нахожу в них я и мои друзья, люди не видели. <BR><BR><B>известия: </B>Вот я и говорю, что вещи для вас нечто больше, чем материальная ценность. <BR><BR><B>Гришковец: </B>А я и не спорю. Я действительно отношусь к вещам с интересом. И к завоеваниям инженерного гения тоже. Меня всегда настораживают люди, которые говорят, что у них в доме нет телевизора. Его можно не смотреть или смотреть редко, но если его вовсе нет - это ненормально. В этом есть закрывание каких-то дверей. Или человек с гордостью сообщает, что у него нет мобильного телефона. Я не понимаю, зачем отказываться от достижений человеческой мысли. <BR><BR><B>известия: </B>Я тоже не понимаю. Какой-то глупый руссоизм. В принципе, можно и от унитаза отказаться.<BR><BR><B>Гришковец: </B>Ой, кстати... Я когда вернулся после трех лет службы на флоте, то все ходил и думал: господи, какое же это фантастическое изобретение - унитаз. Как прекрасно жить в цивилизации!<BR><BR><STRONG>"Я давно уже задумал спектакль, в котором, когда мне не хватит слов, я буду танцевать"</STRONG><BR><BR><B>известия: </B>Я знаю, что вами очень интересуются гламурные журналы. <BR><BR><B>Гришковец: </B>Я - ими? Да нет. Совсем не интересуюсь.<BR><BR><B>известия: </B>Не вы ими, а они - вами.<BR><BR><B>Гришковец: </B>А-а-а! Ну да. Меня даже одно время увлекала эта история. Я хотел написать какой-то текст, специально обратившись к читателям и читательницам таких журналов, с которыми мне сложно было встретиться. Они ведь тогда не ходили на мои спектакли. А потом я подумал: ну, в какой ситуации они могут меня прочитать? а) В самую последнюю очередь - после интервью с Брэдом Питтом и статьи о том, чем сейчас занимается Мадонна. Обидно же! б) Это будет либо аэропорт, либо салон, где дама ждет педикюра. И, конечно, бессмысленно в этой ситуации всерьез говорить о литературе или о театре. И я решил не давать интервью глянцевым журналам. Это еще одно табу.<BR><BR><B>известия: </B>Вообще мест, где можно о чем-то говорить серьезно, становится все меньше.<BR><BR><B>Гришковец: </B>Поэтому я и не ухожу из театра. Понимаете, в жизни никто никому не даст возможность говорить так долго, как я говорю со сцены. Два часа подряд. Да такое не позволят ни в какой компании, кто бы ты ни был. Даже дома, даже родная жена не даст человеку возможность говорить час сорок про корабли. А в театре - пожалуйста. <BR><BR><B>известия: </B>Почему же вы уже четыре года не выпускаете новый спектакль? <BR><BR><B>Гришковец:</B> Выпуск нового спектакля для меня - это всегда результат жесточайшего кризиса. Я выпускаю его тогда, когда выпустить уже нельзя. Просто появляется жизненная необходимость это сделать. Если не сделать, это останется серьезным рубцом и раной. Я знаю людей - замечательных профессионалов, которые выпускают новые постановки просто потому, что они привыкли это делать. Они живут в мире - как в супермаркете, все время ища какую-то пьесу, которая их вдохновит, людей, которые их на что-то сподвигнут. Не то что я так не хочу. У меня так даже не получится. <BR><BR><B>известия: </B>Творческие люди часто бывают трудоголиками, просто потому что в момент простоя они чувствуют вакуум. Такую патологическую и онтологическую пустоту. <BR><BR><B>Гришковец: </B>Так вот что я на это скажу. Вакуум, который создается по окончании работы над произведением, это очень болезненное ощущение. Иногда невыносимое. И самое главное - не начать ничего делать в этот момент. Потому что у человека, который выпускает 4-5 спектаклей в год, обязательным скорее всего получится лишь один. Я не говорю, хорошим или плохим, - обязательным для него самого. Обычно закончил книгу - и весь организм требует продолжения работы. Уже рука привыкла каждый день писать. Главное - не подчиниться этому порыву, потому что писать уже нечего. Можно сделать что-то крепкое, жвачку такую, но ничего важного для себя в таком состоянии создать невозможно. Писать и ставить надо тогда, когда нет возможности не писать и не ставить, когда замысел мучает тебя. У тебя еще нет никаких слов - только образы. И все, включая близких и коллег твоих, это то, что твоему замыслу мешает. <BR><BR><B>известия: </B>Вы кажетесь, да и являетесь очень успешным человеком. Это ощущение благополучия не мешает испытывать благотворный кризис. <BR><BR><B>Гришковец: </B>Ну, во-первых, я не живу счастливее, чем до того, как ко мне пришли слава и материальное благополучие. И потом над житейскими невзгодами можно, конечно, переживать, но не очень глубоко. Наоборот, когда все внешне хорошо, то страдания и переживания, получаемые от жизни, становятся гораздо глубже и острее. <BR><B>известия: </B>У вас есть уже идея спектакля, над которым вы будете работать, когда закончите работу над "По".<BR><BR><B>Гришковец: </B>Я давно уже задумал спектакль, в котором, когда мне не хватит слов, я буду танцевать.<BR><BR><B>известия: </B>Неужели бывают такие ситуации, когда вам, человеку, все на свете сформулировавшему, не хватает слов? <BR><BR><B>Гришковец:</B> Да, конечно. Мне, как и всем, думаю, не хватает их в ситуациях, которые связаны с выражением сиюминутных переживаний. Самых животрепещущих мыслей и чувств. Если я сейчас переживаю одиночество или тоску, то мне сложно о них говорить. Слова приходят позже.<BR><BR><STRONG>По широкой Лим-По-По</STRONG><BR><BR>Евгений Гришковец стал для NETа уже чем-то вроде талисмана. Ведь именно с показа на этом фестивале знаменитого "Как я съел собаку" и началась общероссийская слава "нового сентименталиста". С тех пор практически каждый год Гришковец играл в рамках NETа что-то новенькое. В числе прочего несколько лет назад в Москве был показан спектакль "По По", поставленный известным русским драматургом в Новом Рижском театре. Идея спектакля такова. Артисты на сцене вспоминают новеллы и повести Эдгара По так, как они запомнили их, прочитав еще в отрочестве. Творчество знаменитого романтика превращается в упоительные страшилки, до ужаса обаятельные и до жути смешные. Это рождение литературы из духа театра имело такой успех, что опыт решили повторить. Только теперь вспоминать По будут сам автор идеи и задорный шоумен Александр Цекало. Презентация проекта, состоявшаяся в рамках NETа, убедила, что Гришковцу по-прежнему есть что вспомнить.

Комментарии
Прямой эфир