Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Умереть красиво

Из маленького итальянского города Буссето, где когда-то родился Джузеппе Верди, а теперь стоит оперный театр его имени, нам привозят спектакль в постановке Франко Дзефирелли. Это "Аида" Верди - одно из фирменных названий маэстро, к которому он, после знаменитой постановки этой оперы в 1962 году в La Scala, не раз возвращался. Спектакль из Буссето - относительно свежий, поставлен года четыре назад. Однако можно быть уверенным, что певец оперной роскоши Дзефирелли и в нем не пошел на уступки новомодным модернистским вкусам и снабдил трагическую историю любви и смерти эфиопской пленницы Аиды и египетского военачальника Радамеса достаточным количеством пирамид и сфинксов.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
"Аида" Верди в постановке Франко Дзефирелли на сцене Театра оперетты 28, 29, 30 октября

Из маленького итальянского города Буссето, где когда-то родился Джузеппе Верди, а теперь стоит оперный театр его имени, нам привозят спектакль в постановке Франко Дзефирелли. Это "Аида" Верди - одно из фирменных названий маэстро, к которому он, после знаменитой постановки этой оперы в 1962 году в La Scala, не раз возвращался. Спектакль из Буссето - относительно свежий, поставлен года четыре назад. Однако можно быть уверенным, что певец оперной роскоши Дзефирелли и в нем не пошел на уступки новомодным модернистским вкусам и снабдил трагическую историю любви и смерти эфиопской пленницы Аиды и египетского военачальника Радамеса достаточным количеством пирамид и сфинксов.

Как и пару лет назад, когда из того же Буссето привозили другой вердиевский хит Дзефирелли - "Травиату", за музыкальную часть постановки отвечает маэстро Массимилиано Стефанелли. В качестве суперукрашения на заглавную партию обещана качественная итальянская певица Норма Фантини. Однако как и пару лет назад надо быть готовым не только к хорошему музыкальному качеству, красоте и мелодраме, но и к далеко не дешевым билетам, цены на которые на сей раз доходят до 40 000 рублей.

Екатерина Бирюкова

С 3 ноября - в кинотеатрах "Сломанные цветы" Джима Джармуша

Стареющий холостяк Билл Мюррей, услышав хлопанье двери, закрывшейся за очередной возлюбленной, вдруг почувствовал себя страшно одиноким. А тут откуда ни возьмись появилось анонимное письмо, уведомляющее героя, что где-то вот уже 20 лет подрастает его сын. Чтобы познакомиться с неожиданно обнаружившимся наследником, Мюррей отправляется в путешествие по домам своих бывших пассий.

"Сломанные цветы" получили в Каннах Гран-при. Но, по-видимому, Кустурица наградил Джармуша, так сказать, по совокупности заслуг, потому что последняя работа культового режиссера к вершинам его творчества явно не относится. Она иронична, элегантно сделана, в ней прекрасен Мюррей и блистательны его любовницы (среди которых встречается и Шерон Стоун), но для Джармуша все это слишком поверхностно.

Наверное, было бы даже лучше, если бы на афишах "Сломанных цветов" имя режиссера не упоминалось вовсе: поклонников "Мертвеца" и "Пса-призрака" фильм скорее всего разочарует, а всех остальных надпись "Джим Джармуш" просто отпугнет. Хотя свою последнюю работу экс-гуру "независимых" предназначал именно им - любителям мейнстрима и поп-корна.

С 3 ноября - в кинотеатрах "Первый после Бога"

В нашем кино намечается новая мода - раз в год выпускать по картине про подводные лодки. В прошлом году Владимир Хотиненко снял "72 метра" - оптимистическо-патриотическую драму, сюжет которой отдаленно напоминает историю гибели "Курска". Теперь задачу воспитания верных сынов Отечества возложили на свои плечи режиссер Василий Чигинский и продюсер Андрей Бондаренко.

Действие "Первого после Бога" разворачивается в 1944 году. Главный герой - командир подводной лодки Александр Маринин (Дмитрий Орлов) гоняется за немецкими кораблями, сам бегает от чекистов, а попутно влюбляется в девушку Таню.
Фильм обещает порадовать зрителя масштабными батальными сценами и хитроумными творениями компьютерной графики. Настораживает лишь то, что Чигинский знаменит не слишком удачными "Зеркальными войнами", а предыдущей работой Бондаренко был "Ловитор" - один из самых слабых фильмов в конкурсе "Кинотавра". Кстати, тоже очень слабом.

Анна Федина

"Пленные духи", Центр драматургии и режиссуры, 31 октября

Этот спектакль для всех, кто любит безбашенный стеб. А также для тех, кто любит превращать муху в слона и во всяческой ерунде искать глубинные пласты смысла. Я этого избегаю, а потому просто перескажу сюжет чепухи в одном действии, которая называется "Пленные духи": бабник Валерий Брюсов посылает сластолюбца Андрея Белого узнать, как в жизни выглядит Прекрасная Дама Александра Блока и есть ли у других поэтов шансы приобщиться к прекрасному. Белый едет к Блоку, знакомится с ним. Но Прекрасной Дамы нет! Сашенька Блок, маменькин сынок и тихий извращенец, вдохновляется мужичком.

Итак, Блок переодевает крестьянина в Прекрасную Даму и вдохновляется, Менделеев занимается черт знает чем, не думая о своей одноименной таблице, Белый и вовсе придурок. Любовь Дмитриевна Менделеева, она же Прекрасная Дама (маме Блока пришлось ее нанять на вакантное место вдохновительницы Блока, чтобы не сын не опозорился перед Белым), Воплощенная Женственность и София, сидит в какой-то колбе и изображает невесть что. Актеры Анатолий Белый, Артем Смола и Ольга Лапшина играют настолько хорошо, насколько это можно сделать на основе такого материала. И это единственное, что в "Пленных духах" имеет цену.

"Возвращение", МХТ, 29 октября, 2 ноября

"Возвращение" - спектакль о том, что возвращение невозможно. Четыре военных года, что не видели друг друга герои спектакля, капитан Иванов (Алексей Гуськов) и его жена (Ирина Гордина), возвели меж ними стену. И когда первый раз после долгой разлуки они обнимаются, то словно хотят удостовериться, что тот, кого не видел так долго, действительно есть.

Всем памятны кинокадры, где москвичи в мае 1945 года приветствуют поезд победителей. Спектакль МХТ показывает, что было после того, как эти счастливые встречей люди оставались наедине.

Драматические сцены прерываются чтением Олега Табакова рассказа Андрея Платонова, по которому, собственно, и поставлен спектакль. Присутствие Табакова, в котором и жива память о том времени, и есть неизбежная отстраненность от него, точно организует стилистику спектакля, заставляя воспринимать некоторые эпизоды не столь прямо. Олег Табаков, с одной стороны, несколько дистанцирует от зрителя действо, а с другой - показывает, что эта дистанция мнимая. Он - словно посредник между реальностью, которой живет зрительный зал, и той реальностью, которая создается на сцене.

Артур Соломонов 

Клезмерфест, Дом, 29 октября, 1 ноября

В Доме - сразу две неожиданные версии клезмера, старинной еврейской музыки. Больше и чаще всех ее переосмысляют жители Нью-Йорка: к нам уже приезжали и The Klezmatics, и трубач Фрэнк Лондон, и многие другие. На этот раз везут голландцев - клубную, очень веселую команду De Amsterdam Klezmer Band, способную на многое, вплоть до совместных записей с турками. В составе De Amsterdam Klezmer Band с некоторых пор поет Алик Копыт - наш человек в Амстердаме, по профессии - зубной техник, а по призванию - коллекционер плаксивых одесских песен и сочинитель своих собственных, в том же примерно ключе. И если Алика Копыта москвичи уже слышали - он как-то устроил незабываемый вечер в ОГИ, аккомпанируя себе на аккордеоне, то вот Komatcha Klezmer - едва ли. Потому что это японский ансамбль, играющий все те же традиционные еврейские песни, но с заметной долей чисто японской дикости.

Алексей Мунипов

Huscy Rescue 29 октября, "Запасник"

Финская группа Huscy Rescue - открытие из разряда тех, о которых не особенно пишет пресса, а узнают его случайно, по рассказам друзей. Кажется, что они собрали лучшее, что только было в поп-музыке 90-х: похожи отчасти на Air, на Radiohead, на Goldfrapp, на Moloko, очень сильно - на Cardigans... Да в принципе едва ли не на всю хорошую музыку, которая была записана в последнее десятилетие при помощи поющих девушек и умных парней с синтезаторами. Это у нас они неизвестны, в Финляндии Huscy Rescue - главные герои года, беспрерывно кочующие по зарубежным фестивалям после того, как их дебютный альбом переиздали в Британии. Да и на разогреве у Morcheeba они побывали не просто так. У Huscy Rescue особенно хороши и клипы с баварскими тетушками и пришельцами из открытого космоса. Но в "Запаснике" мы клипов не увидим, а увидим скорее всего невероятную давку: в крохотном зале, где десять человек способны устроить аншлаг, финские герои наверняка станут поводом для серьезного столпотворения. Даже жаль, что родом они не из Британии и начали играть свою замечательную музыку так поздно: еще лет пять назад их бы беспрерывно крутили по MTV и везли бы не в "Запасник", а как минимум в ДК им. Горбунова с декорациями, светом и бэк-вокалистками. Но, с другой стороны, в клубных концертах тоже есть своя прелесть.

Олег Кармински

"Тартюф", МХТ им. Чехова, 28 октября

Великая комедия Мольера в постановке Нины Чусовой была дружно и беспощадно изругана критиками. И что же? Да ничего. "Тартюф" прекрасно продается, со стороны зрителей нареканий не вызывает и у администрации театра справедливо считается хитом. Успех этой яркой, но невкусной (а временами и безвкусной) разлюли малины проще всего объяснить неприхотливостью публики. Но дело не только в ней. Мхатовский "Тартюф", если задуматься, - это мюзикл, притворяющийся драматическим спектаклем. Ведь расписные костюмы Павла Каплевича, вечно пританцовывающие домочадцы, навязчивый музыкальный фон, артисты, стремящиеся переиродить Ирода и перетартюфить Тартюфа, - что же это, как не мюзикл. А мюзиклы - всегда ликвидный товар. Сей не обремененный глубоким смыслом жанр для остроумной, но не очень пытливой Чусовой явно в самый раз. Она не любит копаться в глубине характеров, зато знает толк в грубой сценической шутке. Злодей Тартюф (Олег Табаков) в ее спектакле предстает уркаганом, доверчивый Оргон (Александр Семчев) - олигофреном, разбитная служанка (Марина Голуб) - оторвой, ну и т.д. И если бы Нина Чусова вовремя поняла, в каком именно жанре ставит она бессмертное творение Мольера, и кое-что в нем в соответствии с жанром скорректировала, ее "Тартюф", наверняка набил бы себе цену не только в кассе, но и у критиков.

Марина Давыдова

Горан Брегович и "Свадебный и похоронный оркестр" ДК им. Горбунова, 28 октября, 19.00

В третий раз приезжая в Москву, Брегович везет на сей раз новую концертную программу - "Кармен со счастливым концом". На основе истории Кармен Брегович придумал свой сюжет. "Я начал с предположений, - говорит музыкант, - решил, если я возьму одного из музыкантов моего цыганского ансамбля, самого обычного, который играет на свадьбах и похоронах, и попрошу его посмотреть оперу "Кармен", какова будет его реакция? Следуя моему предположению, она была бы следующей: если Бог хочет, чтобы в жизни цыган, в жизни Кармен свобода была той единственной вещью, ради которой стоит жить и умереть, и если бы это было невозможно в реальной жизни, - почему тогда эта опера, единственная из всех описывающая цыган, не может иметь счастливый конец?" И тогда Брегович придумал свою цыганско-постмодернистскую версию оперы Бизе с условно счастливым концом, которую и услышат его московские поклонники.

Антон Помещиков
Комментарии
Прямой эфир