Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Российскую историю телевидение показывает лучше и правдивее современности

Застарелая болезнь телеканалов, переходящих грань милосердия и чувства меры в показе трагических событий, - заполнившие эфир в начале месяца фильмы и репортажи, посвященные годовщине теракта в Беслане, среди которых выделялся фильм "Прерванный урок" ("Россия") с закадровыми "монологами" погибших людей. "Гламурные" программы "Для тебя" и "Звездный бульвар", явно рекламное шоу "Цена удачи" на канале НТВ
0
Журналисты разных СМИ подвели телевизионные итоги сентября
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Новые программы и документальные фильмы, показанные российскими телеканалами в сентябре, вызвали противоречивые мнения у журналистов, обсуждающих российское ТВ в разных СМИ. Например, новое ток-шоу Лолиты Милявской "Без комплексов" или новая программа Андрея Малахова на "Первом", премьера в качестве телеведущей писательницы Оксаны Робски в программе "Для тебя" или сериал по "Мертвым душам" на НТВ получили противоречивые отзывы. Бесспорным успехом журналисты назвали новый фильм Леонида Парфенова о крымской войне. По традиции, главные телевизионные события сентября журналисты разделили на успехи (номинация "За") и провалы ("Против").<?xml:namespace prefix = o />

Елизавета Тренева, "Российская газета": "Владимир Соловьев сумел побороть свою жажду быть главным участником любого шоу"

1. Четыре серии нового фильма Леонида Парфенова "Война в Крыму" (кстати, боязливо поставленные "Первым каналом" в весьма позднее время), документальный фильм Оксаны Барковской "Последний звонок Беслана" (REN TV), попытка усложнить форму экранизации классики в сериале "Дело о мертвых душах. Фантазия по произведениям Николая Васильевича Гоголя" (НТВ), которому стоило бы предпослать показ нескольких классических примеров перевода прозы Гоголя на язык кино, чтобы зрителям было легче сравнить и понять замысел ее нового прочтения. Ведущие "Школы злословия" (НТВ), чья работа в эфире приобрела ювелирную точность в умении сочетать полемику с искренним желанием дать гостю раскрыться, особенно удачно проявившуюся во время беседы с поэтом и прозаиком Сергеем Гандлевским. Находка "Первого канала" - Лолита Милявская в роли ведущей ток-шоу "Без комплексов". Владимир Соловьев, сумевший побороть свою жажду быть главным участником любого шоу, что заметно в выпусках программ "К барьеру!".

2. Новый телевизионный сезон показал боязнь каналов покинуть колею, которая уже стала привычной и гарантирующей от провалов и потери аудитории. По-прежнему нигде не появляются программы для детей, интересные собеседники ведущих передач неразвлекательного жанра получают эфир в самое позднее время, поток сериалов и юмористических передач становится почти стихийным бедствием.

Застарелая болезнь телеканалов, переходящих грань милосердия и чувства меры в показе трагических событий, - заполнившие эфир в начале месяца фильмы и репортажи, посвященные годовщине теракта в Беслане, среди которых выделялся фильм "Прерванный урок" ("Россия") с закадровыми "монологами" погибших людей. "Гламурные" программы "Для тебя" и "Звездный бульвар", явно рекламное шоу "Цена удачи" на канале НТВ. Сериал "Люба, дети и завод" (СТС) - приспособленный под отечественную комедию с грубоватым юмором американский вариант истории уже не юной "золушки". Множество документальных фильмов, мало чем отличающихся от домашнего "home video", таких, как лента "Галина Брежнева" ("Первый канал").

Сергей Варшавчик, "Независимая газета":  "Со времен Николая Гоголя на Руси мало что изменилось"

1. Документальный фильм Парфенова о Крымской войне ("Первый канал"), в котором автор умудрился не только воссоздать атмосферу тех лет, показать уникальные кадры ветеранов той войны, но и дать понять нынешней власти, что шапкозакидательство и великодержавность ведут Россию только к поражению, "Школа злословия" (НТВ) с одним из самых запоминающихся гостей - главным редактором "Эха Москвы" Алексеем Венедиктовым. Фильм Павла Лунгина "Дело о "Мертвых душах" (НТВ) - интересная, хотя и довольно неоднозначная работа талантливого режиссера с участием талантливых актеров, где главный пафос один - со времен Николая Васильевича Гоголя на Руси мало что изменилось.

2. Первый в сезоне выпуск "Воскресного вечера" (НТВ), где Владимир Соловьев, Глеб Павловский и Марк Дейч яростно убеждали и почти требовали от зрителей забыть о Ходорковском как политике. Марк Дейч при этом обвинил, ничтоже сумняшеся, всех журналистов, которые показывали сюжеты и писали статьи на тему процесса над экс-главой "ЮКОСа", в том, что они куплены Ходорковским. Правда, ни цифр, ни имен Дейч не назвал. Из чего я сделал вывод, что это просто пропаганда. Сериал "Братва" (НТВ), рассчитанный на невзыскательного зрителя, который, видимо, только что "откинулся" с зоны. Документальный фильм "Галина Брежнева" - слухи, сплетни, в общем, на потребу публике. Большинство новостных программ, которые, показывая последствия урагана "Катрина", едва сдерживали затаенное злорадство - влезли, мол, в Ирак и учат других жить, а сами не смогли эвакуировать своих граждан из Нового Орлеана. Противно.

Евгений Кузин, "Известия": "Не радует и откровенное пожелтение респектабельного НТВ"

1. Явных удач было немного. Во-первых, первое телеинтервью Михаила Касьянова Марианне Максимовской, чья аналитическая программа "Неделя" вопреки летним разговорам о закрытии все же вернулась в эфир. Во-вторых, Лолита Милявская, как очень живая и естественная телеведущая. Ей удалось превратить картонное и плоское по сути дневное ток-шоу в человечный разговор по душам, после которого герои не разбиваются на "черных" и "белых", а остаются каждый со своей правдой.

2. В целом же телевизионный сентябрь оставил двоякие ощущения. С одной стороны, премьер будто бы новых программ на разных каналах было заметно больше, чем в прошлом году. С другой стороны, особой новизной от телеэкрана не повеяло. Вот, например, шоу Андрея Малахова "Пусть говорят" на "Первом канале", в которое прямой эфир внес некоторую непредсказуемость, хороший сумбур, убил порой сквозившее ранее ощущение неестественности и неискренности героев. Но когда этот самый сумбур переходит в гвалт, сразу всплывают в памяти маргинальные "Окна" и так и ждешь, что вот-вот выскочат два охранника в желтых майках и начнут растаскивать героев.

Красочная и остроумная современная экранизация "Дела о "Мертвых душах" не очень подходила по формату к современному переполненному рекламой прокладок и в конец опопсевшему телевидению вообще и каналу НТВ, в частности. К тому же, канал как-то неправильно "продал" сериал зрителю, сделав его практически незаметным событием.

Завершение "мыльной" и очень рейтинговой "Кармелиты" на "России" вполне потянуло бы на телесобытие, если бы госканал не заменил ее другой не менее продолжительной и совсем уж не более художественной сериальной оперой. В итоге долгоиграющими сериалами заразился и "Первый канал". Не может радовать и откровенное пожелтение некогда совсем недавно мечтающего о респектабельности НТВ как в дневном эфире ("Вопрос, еще вопрос", "Для тебя"), так и в прайм уик-энда ("Максимум", "Реальная политика").

В результате вместо конкуренции разноплановых программ и поиска собственного творческого лица федеральные телеканалы продолжают демонстрировать страх к эфирным экспериментам.

Лариса Хавкина, "Комсомольская правда": "Раздражает "документалка", поставленная на поток"

1. Очень красиво начали сезон на СТС. Это касается и отдельно взятых проектов вроде "Не родись красивой" и "Хороших шуток", и канала вообще - там так грамотно играют на своем поле, так холят и лелеют своего зрителя, что любо-дорого смотреть. Плюс, конечно, неиспорченность новостями.

Из проектов на других каналах неожиданно порадовала Лолита на "Первом". На удивление человеческой интонацией.

2. Раздражает "документалка", поставленная на поток. Образец бестолковости - фильм "Родить в 60" ("Первый канал"). Ни смысла, ни сенсации. А то, что участие звезд гарантирует успех, - так этот миф авторы творения сами же и развенчали.

Совсем тусклым стало утро на НТВ без Шелест и Комолова. Очень убого выглядит "Россия". На канале начался "кармелитный" период, в расцвете которого вторая "кнопка", похоже, потеряла всякое желание выдать что-то более интересное-умное, чем 150-серийное "мыло".

Ирина Петровская, "Известия": "НТВ и REN TV прорвали информационную блокаду Беслана"

1. Фильм Леонида Парфенова "Война в Крыму" ("Первый канал") - событие открывшегося сезона и лучшее произведение Парфенова. Давно уже на ТВ не было такой штучной филигранной работы, в яркой и современной форме рассказывающей зрителям о преданиях старины глубокой, которая  живо перекликается с нынешними реалиями. Премьера ток-шоу Лолиты Милявской "Без комплексов" ("Первый канал"): живая, остроумная и неравнодушная Лолита сумела вдохнуть жизнь в заезженный и во многом дискредитировавший себя жанр дневного ток-шоу. Лолита как ведущая - открытие нового телесезона. Возвращение "Школы злословия" (НТВ): ночное время оказалось спасительным для программы, которая теперь четко ориентируется на свой круг зрителей и не обязана адаптировать героев и беседы с ними под массовый вкус. "Неделя" Марианны Максимовской (REN TV) и "Вести недели" Сергея Брилева ("Россия") - эти итоговые программы и их ведущие делают все, что от них зависит, чтобы дать аудитории максимально полную и объективную картину событий недели и не впасть в пропагандистский раж. Документальные фильмы "Беслан" (ВВС, НТВ) и "Последний звонок Беслана" (REN TV), прорвавшие информационную блокаду Беслана и расширившие границы наших представлений о трагедии маленького осетинского города. "Прямая линия" президента России" - демонстрация технологической мощи ТВ: такие возможности - да в мирных целях бы.

2. Ток-шоу "Пусть говорят" Андрея Малахова ("Первый канал"), создающее отвратительный образ народа-урода. "Воскресный вечер" (НТВ) с участием Г. Павловского и компании, где в издевательской манере три сытых, циничных и успешных человека, включая ведущего Соловьева, плясали на костях поверженного "в прах" Ходорковского. Программа "Максимум" (НТВ) - форменная помойка, на которой пышным цветом произрастают дутые скандалы и сенсации. Сериал "Мертвые души" (НТВ) - ни богу свечка, ни черту кочерга: авторы такого наворотили, что не получилось ни сериала, ни авторского кино. Сборная солянка "по мотивам произведений Гоголя". Ток-шоу "Для тебя", "Звездный бульвар" (оба - НТВ): торжество пошлого и бессмысленного гламура. Документальный фильм "Галина Брежнева" ("Первый канал") - историческая "попса", эксплуатирующая обывательский интерес к "клубничке".

Наталия Ростова, "Новая газета": "Огорчило не объясненное исчезновение из эфира Светланы Сорокиной"

1. Два из показанных фильмов о Беслане - британского "Четвертого канала" на НТВ и Оксаны Барковской на REN TV - мне показались сделанными по-журналистки. И если не рассказ о том, как идет следствие, то хотя бы хронология трагедии заставляет зрителя задаться некоторым количеством вопросов - о роли оперативного штаба и его работе. Кино на "Первом". Марианна Максимовская и Ольга Романова REN TV, делающие каждую программу как последнюю. Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова (к счастью, несмотря на слухи, так и не исчезнувшие с экрана) на НТВ как глоток свежего воздуха. 

2. Бесланская тема, в которой пиар заменил расследование. И если понять действия чиновников можно - она держится за власть, то роль журналистики в обслуживании этого интереса необъяснима. Разве что только уверенностью создателей этой виртуальной реальности в том, что с ними ничего подобного случиться не может. Несколько фильмов на ТВ, посвященных годовщине Беслана, среди которых не было ни одного о том, как идет следствие. Запредельна политтехнология, в которой поучаствовали госканалы, когда главным нажившимся на трагедии называют Гарри Каспарова и его советника Марину Литвинович, сделавшую сайт ПравдаБеслана.ру, - людей, публично пытающихся понять, что стало причиной трагедии.

Тихое и ничем не объясненное исчезновение Светланы Сорокиной из эфира. Из года в год клонируемая двумя каналами "Прямая линии" с президентом - наряду с "кривыми зеркалами", фестивалем юмора в Ялте и православными церковными службами. Продолжающееся усиление пропаганды, которую просто невозможно уже смотреть, усиленная теперь и Глебом Павловским в роли телеаналитика.

Арина Бородина, "Коммерсантъ": "Не выдерживают критики попытки НТВ попробовать себя в нише гламура"

1. Высококачественным, во многом новаторским, как с точки зрения телевизионного воплощения, так и с авторской позиции, получился фильм Леонида Парфенова "Война в Крыму" на "Первом канале". У Парфенова вышел не столько телеэпос о днях минувших, сколько не по временам смелая работа, полная политических аллюзий с современностью (чего стоят первоклассно вплетенные в контекст фильма цитаты - аллегории из различных выступлений Владимира Путина и его политических соратников). Настоящий прорыв в сериальном жанре - "Не родись красивой" на СТС. Компании "АМЕДИА" удалось не только удачно адаптировать лицензионный сериал для российских зрителей, но и поймать и удачно сочетать актуальность сюжета реальному времени, сериальную драматургию, режиссуру и открыть по-настоящему яркие актерские работы. В подтверждение успеха - очень высокие рейтинги. Лолита Милявская - как явление в жанре женского дневного шоу. В ток-шоу "Без комплексов" на "Первом" впервые за несколько сезонов на экране работает не функция с набором банальностей, а яркая, умная, естественная и абсолютно органичная для телеэкрана ведущая, которая умеет слушать. И даже герои, мелькающие из одной программы в другую, у Лолиты открываются как-то по-новому.

2. Дмитрий Киселев в "Вестях +" с воодушевлением возвращает жанр откровенного агитпропа. Не выдерживают критики попытки НТВ попробовать себя в нише гламура. Проекты "Для тебя" и "Вопрос... Еще вопрос" оказались пустышками: зрителя они не находят, рейтинги нулевые. Огорчает, что "Первый канал" впустую распыляет возможности своего талантливого ведущего Андрея Малахова, окончательно придав его программе, теперь с названием "Пусть говорят", оттенок ярко выраженной маргинальности.

Александр Мельман, "Московский комсомолец": "Петр Толстой завербован на идеологическую войну"

1. Лолита ("Первый"). Всего месяц она на ТВ, но с ее приходом всячески раскрученные господа и дамы, типа Малахова и Ханги, превращаются в муляжи. Такой органики, умного интереса к собеседнику, как у г-жи Милявской, нашим ТВ-бонзам, кажется, не повторить никогда. НТВ огорошило обилием премьер. Не все ровно и качественно, но они хотя бы попробовали. Опять множество хорошей документалки на "России". Иногда попадаются жемчужины: драмы о жизни Майи Кристалинской, Валерия Ободзинского и Валерия Воронина. Сергей Брилев ("Вести недели", "Россия") начал сезон достойно, без личных выпадов и лобового выполнения госзаказа. Его программа смотрится как политический месседж уверенной в себе и ответственной страны.

"Школа злословия" (НТВ) с поэтом Сергеем Гандлевским. Это был пир духа, не побоюсь этого слова. Наконец-то, хотя бы в ночь на канал можно приглашать чудесных и неординарных людей.

2. Многоуважаемый шкап... Это не Чехов, это Толстой. Петр Толстой. Костюмчик "Первого канала" оказался маловат вольнолюбимому потомку великого графа. Но знаменитое "Не могу молчать!" он не закричит, потому что долго всходил на это почетное место и "толстовства" от Петра ждать не приходится, ведь г-н Толстой завербован на идеологическую войну.

Наверху дали деньги марионетке, депутату Митрофанову, на продюсирование порнофильма о Тимошенко-Саакашвили. Телеканалам было приказано все это распиарить. Особенно отличилось НТВ. Но если г-ну Пьяных и его программе "Максимум" сам черт велел скандалить на эту тему, то г-н Соловьев пригласил "героя" "К барьеру!" аккурат перед презентацией порнушки. Как высокоморальный ведущий, Соловьев вяло укорял Митрофанова за безнравственность, но по закону шоу-биза все было сделано тип-топ. Если же сравнивать сих джентльменов, то, конечно, оба хуже, но холодная наглость Пьяных мне милее, чем лицемерие Соловьева.

Сергей Фомин, журнал "Телефорум": "Дело о "Мертвых душах" - пародия на тему криминала в отечественном ТВ"

1. Возвращение Кирилла Набутова на Богом данную ему стезю репортера ("Один день. Новая версия", НТВ), особенно удачен был выпуск этой программы, посвященный технике дрессировки собак-поводырей. Дебют в качестве репортера Лели Турубары ("Проверено на себе", REN TV), где ей так же повезло с ее кокетливым рассказом о женском подразделении армии Израиля. Мораль проста: "Глядя на мир, нельзя не удивляться" (Козьма Прутков). И мастерство журналиста состоит в умении поделиться с публикой тем, что он увидел. Как, например, в "Реальной фантастике" Владимира Губарева ("Культура"), ведь история науки так же бесконечна, как и сам процесс познания. То же можно сказать и о политической истории в почти юмористических телемемуарах Анатолия Добрынина ("Портреты эпохи", "Россия").

"Дело о "Мертвых душах" (НТВ) замечательное не столько даже как собственно фантазия на темы произведений Гоголя, сколько как пародия на тему криминала в отечественном ТВ.

"Крымская война" ("Первый"). События европейской истории позапрошлого века дали достойный повод Леониду Парфенову снова выйти на очередной пленэр и со словами "А вот там..." принять позу памятника Ленину у Смольного: правая рука с указующим перстом - вперед и вверх, голова приподнята по направлению указываемого, прямая левая нога отставлена назад и параллельна так же отведенной назад левой руке.

2. "Лолита. Без комплексов" ("Первый"). Уверенность ведущей в том, что ее откровения по различным житейским вопросам интересны широкой публике, сильно преувеличена.
Комментарии
Прямой эфир