Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Дискавери" еще летит, а шаттлы опять на Земле

Последнее решение НАСА о прекращении полетов шаттлов делает затруднительным полет корабля-спасателя с двумя астронавтами, разве что ради экстренного случая руководство пойдет на исключение. Но нет ли возможности обойтись меньшей кровью и устранить выбоины, образовавшиеся на термоизоляционной обшивке при старте, непосредственно на орбите? Как отметил ветеран полета "Союз" - "Аполлон", генерал-лейтенант Томас Стаффорд, бывший заместитель руководителя Оперативной группы по возобновлению полетов шаттлов, термоизоляционные плитки не рассчитаны на ремонт в космосе
0
Фотография НАСА. При взлете от шаттла "Дискавери" отвадидся кусок термоизоляции
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Лишь сегодня будет в общих чертах понятно, в каком состоянии находится стартовавший два дня назад корабль "Дискавери". Но американское аэрокосмическое агентство НАСА уже объявило о прекращении полетов всех шаттлов, пока не будет выяснена причина, по которой от обшивки корабля при старте постоянно откалываются куски термоизоляционного покрытия. Именно это послужило причиной гибели "Колумбии" 1 февраля 2003 года. Та же история с обшивкой повторилась при старте "Дискавери" 26 июля 2005 года, который впервые через 2,5 года после трагедии отправился в полет. После стыковки шаттла с Международной космической станцией начинается тщательный осмотр повреждений и анализ очень серьезной ситуации.

По первым следам специалисты НАСА уверяют, что повреждения обшивки "Дискавери" незначительны. Однако не хорошая ли эта мина при плохой игре, если отколовшийся кусок имеет размер не менее 10 см? Анализ затрудняет то, что масштабы повреждений, подписавших смертный приговор "Колумбии", точно неизвестны.

В номере "Известий" от 28 июля  мы подробно рассказали о возможных спасательных операциях застрявшего на орбите экипажа "Дискавери". Однако последнее решение НАСА о прекращении полетов шаттлов делает затруднительным полет корабля-спасателя с двумя астронавтами, разве что ради экстренного случая руководство пойдет на исключение. Но нет ли возможности обойтись меньшей кровью и устранить выбоины, образовавшиеся на термоизоляционной обшивке при старте, непосредственно на орбите? Как отметил ветеран полета "Союз" - "Аполлон", генерал-лейтенант Томас Стаффорд, бывший заместитель руководителя Оперативной группы по возобновлению полетов шаттлов, который в эти дни находится в Москве, термоизоляционные плитки не рассчитаны на ремонт в космосе.

Специалисты НАСА отнюдь не дети, и, признавая, что шаттл "органически опасный" корабль, они все же придумали несколько весьма хитрых приемов.

Еще до полета был рассчитан метод ремонта мелких повреждений. Астронавты должны выплыть из шаттла с большим баком, наполненным герметиком, который по шлангу длиной в 1,5 метра подается в подобие "ружья" в руках у астронавта и под давлением заполняет щели и выбоины. Однако расчеты показывают, что в условиях невесомости в герметике скорее всего образуются пузыри, что снизит его прочность. Пара "ружей", на всякий непредвиденный, находится в арсенале "Дискавери", хотя первоначально их испытания не намечались. Теперь они могут пригодиться.

Но прежде всего надо составить точное описание повреждений. Более 110 телекамер НАСА было направлено на "Дискавери" во время его старта - на 30 больше, чем на "Колумбию". На расстоянии 30 км от места взлета "Дискавери" на высоте 16 км летели два самолета WB-57, которые снимали уходивший в космос корабля. Впервые на кислородно-водородном баке и на "брюхе" шаттла были установлены камеры. Специалисты НАСА, получившие снимки поверхностей "Дискавери", которые раньше не попадали в поле зрения, зафиксировали отрыв части оболочки топливного бака на 2-й минуте полета.

Состояние крыльев отслеживалось при помощи полутора сотен датчиков, а также с использованием наземных радаров. "Дискавери" осмотрят спутники, экипаж Международной космической станции, а также сами астронавты при помощи камеры, которая закреплена на 17-метровой телескопической "руке". НАСА разработало переносные лазерные сканеры, с помощью которых инженеры смогут детально обследовать 30 тысяч термоизоляционных плиток корабля. Но это будет сделано только после посадки корабля. Каждая плитка должна выдержать температуру до 1260 градусов Цельсия при входе в атмосферу. Сканеры позволят разглядеть трещину шириной до 0,13 мм и глубиной 101 мм. Трещина, ширина которой не превышает толщину четырех сложенных вместе листков бумаги, может привести к катастрофе вроде той, которая случилась с "Колумбией".

К сожалению, НАСА так и не смогло изобрести способ, позволяющий в полете залатать дыру, которая привела к гибели "Колумбии". Предложены лишь частичные решения. Один из способов предполагает доставку на борт МКС 44 заплаток общей стоимостью $100 млн. Астронавты прикрутят заплатки (каждая размером с пиццу) болтами к поврежденным частям крыла. Но болты и заплатки скорее всего расплавятся от трения об воздух, не говоря о том, что приладить их заподлицо очень сложно. Все равно двум членам экипажа "Дискавери" поручено провести эксперимент внутри корабля по латанию отверстий диаметром до 15 см.

Впрочем, все эти тревоги могут и не подтвердиться. В ближайшие дни станет ясно, в каком состоянии находится "Дискавери" и не напрасны ли оказались долгие труды инженеров НАСА по разработке новых методов термоизоляционного покрытия топливных баков и корабля, чтобы не повторилась трагедия "Колумбии".
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...