Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На бровях!

"Инженер из Любляны Водовник решил, что лучше управлять тормозной системой не ногами, а движением ... бровей. Во-первых, мышцы бровей расположены ближе к мозговым центрам, во-вторых, они меньше по массе и, следовательно, менее инерционны. Сконструированное им приспособление представляет собой пружинные серебряные контакты на оправе от очков, прижатые ко лбу водителя. Стоит нахмурить брови - и на полсекунды включается мощный электромагнит, соединенный с тормозами. За это время водитель успеет нажать педаль ногой и продублирует автомат. Оказалось, что применение оригинального тормоза уменьшает время до начала торможения в шесть раз"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Из заметки "Скороходы автострад" - о перспективах автотранспорта.

"Инженер из Любляны Водовник решил, что лучше управлять тормозной системой не ногами, а движением ... бровей. Во-первых, мышцы бровей расположены ближе к мозговым центрам, во-вторых, они меньше по массе и, следовательно, менее инерционны. Сконструированное им приспособление представляет собой пружинные серебряные контакты на оправе от очков, прижатые ко лбу водителя. Стоит нахмурить брови - и на полсекунды включается мощный электромагнит, соединенный с тормозами. За это время водитель успеет нажать педаль ногой и продублирует автомат. Оказалось, что применение оригинального тормоза уменьшает время до начала торможения в шесть раз".

Мне нравится изобретение инженера Водовника. Я, правда, в критические минуты брови не сдвигаю, а растерянно вскидываю - но ничего! Нужный результат достигается упражнением. Так и представляется: сидишь за рулем, рядом строгий инструктор: "Хмуриться надо, говорю!". Или - две машины столкнулись, из одной выскакивает молодая девица, из другой пенсионер: "Люди добрые, эти дуры вечно брови повыщипывают, потом тормозить не могут!"

Известный знаток "автомотоистории", Лев Шугуров в 1982-м как раз возглавлял отдел науки и техники журнала "За рулем".

- Я про идею этого югослава - тормозить бровями - впервые услыхал в 960-е. "Известия" про нее писали в 1982-м, востребована еще не была. Сейчас 2005-й - тоже не слышно. Если за столько лет изобретение никого не заинтересовало - значит, пустое дело.

Вообще, случаи, когда человек со стороны вдруг делает уникальное открытие там, где работает масса специалистов-профессионалов, чрезвычайно редки. К нам в "За рулем" каждый год приходило порядка 50 тысяч писем, три четверти было посвящено всякого рода усовершенствованиям и переделкам. Ценность представляла лишь где-то десятая часть, полезные мелочи-самоделки: воздухозаборник из консервной банки... замена рыболовной леской оборвавшегося троса привода газа... А все "эпохальные" находки при ближайшем рассмотрении оказывались пшиком. И справкам об экспертизах тут особо доверять не стоит. Кто экспертизу делал, когда? Помню безумного гражданина, который показывал справку: дескать, внедрение какого-то его прибора в 1950-е годы на N-ской автобазе дало колоссальную экономию топлива. А главный инженер там был мой знакомый. При встрече поинтересовался. Под страшную клятву ("Только никому!") он признался, как было дело. У них по всяким причинам водители имели возможность воровать бензин. Наконец навели порядок. Но руководству автобазы признаваться, что столько времени ходили лопухами, неудобно, а объяснить разницу в затратах топлива - стали-то они гораздо меньше! - надо. И тут этот "чайник"... Подарок судьбы! Экономию объяснили внедрением ценного изобретения, все бумажки подписали.

Я не помню случаев, чтобы идея, казавшаяся поначалу курьезом, назавтра обернулась блестящим прорывом. Бывает другое: изобретение опережает время. Помню в ереванском журнале "Наука и техника" публикацию про эмигранта-армянина, который в США еще в 1905 году получил патент на гидромеханическую коробку передач. Но технологически по тем временам она в производстве была очень сложной, потому производители тогда отказались. Есть еще вариант: то, что признали тупиковым для одной сферы, работает в другой. В начале 1970-х "Форд" демонстрировал автомобиль на воздушной подушке (у нас свой аналог тоже делался). Все было хорошо, кроме одного - машина не могла брать подъемы. Но на воде-то подъемов нет! И десантные корабли на воздушной подушке имеют многие армии мира.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...