Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

По шанхайскому пути - в пробку

Когда китайские чиновники в начале 1980-х годов готовили перепланировку Шанхая, ни один небоскреб еще не загораживал линии горизонта, были видны лишь низкие линии домов, построенных в основном в начале прошлого века. Но амбициозные планы потребовали отстроить новый Шанхай. Важнейшей задачей города, в котором некогда царили велосипедисты, стала борьба с неконтролируемым дорожным движением и невыносимым загрязнением среды. Огромные деньги были потрачены на строительство эффектных мостов, многоярусных путепроводов и совершенно новой системы подземного транспорта. Сегодня выглянув из окна одного из 3000 небоскребов города около 6 вечера трудно отделаться от мысли, что Шанхай проиграл в этой борьбе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Сегодня глава столичного департамента градостроительной политики Константин Королевский объявит об очередных планах Москвы в эпопее борьбы с пробками. По мысли чиновников, надо заставить столичных водителей оставлять машины на подъездах к центру и пересаживаться на общественный транспорт. Для этого следует построить перехватывающие стоянки и взвинтить цены за парковку в центре столицы. Примерно так же размышляли градоначальники Шанхая. Правда, результатов этой политики не видно. Китайским опытом делится корреспондент The New York Times.

Когда китайские чиновники в начале 1980-х годов готовили перепланировку Шанхая, ни один небоскреб еще не загораживал линии горизонта, были видны лишь низкие линии домов, построенных в основном в начале прошлого века. Но амбициозные планы потребовали отстроить новый Шанхай. Важнейшей задачей города, в котором некогда царили велосипедисты, стала борьба с неконтролируемым дорожным движением и невыносимым загрязнением среды.

Огромные деньги были потрачены на строительство эффектных мостов, многоярусных путепроводов и совершенно новой системы подземного транспорта. Но сегодня, выглянув из окна одного из 3000 небоскребов города около 6 вечера, в то время, когда беспорядочные массы постоянно сигналящих автомобилей замирают в пробках, трудно отделаться от мысли, что Шанхай проиграл в этой борьбе.

Руководители природоохранных ведомств Китая предупреждают: если так будет продолжаться, страну ждет экологическая катастрофа. Нельзя сказать, что против массовой автомобилизации не предпринимаются усилия. Одной из мер стало правило, согласно которому плата за регистрацию автомобиля растет каждый год начиная с 2000-го. С тех пор она выросла в два раза - до $4600, что вдвое больше, чем средний годовой доход на душу населения Шанхая.

Развивается система общественного транспорта - строится новое метро, проложены пути для самого быстрого в мире поезда на магнитной подушке, который менее чем за 10 минут довозит пассажиров до аэропорта. Тем не менее концентрация автотранспорта растет неимоверными темпами.

- Оценки, которые мы сделали 20 лет назад, оказались ошибочными, мы не могли представить себе столь бурного развития Шанхая, - признается Ли Юнхао, главный инженер бюро городского планирования. Строятся новые линии метро, и их протяженность скоро станет на 500 км больше, чем планировалось изначально. Но блестящая чистотой система метрополитена не оправдывает прогнозов.

Ю Кьянь, бизнесмен 31 года, - идеальная модель шанхайца. В прошлом году он потратил $20 000 на покупку своего первого автомобиля, "Бьюика" китайского производства. Теперь он ездит на работу на нем, а не на метро. Из-за пробок путь длиной 11 км занимает у него целый час. По дороге он завозит 5-летнего сына в детский сад, а жену в школу, где она работает учительницей.

Его комментарий - кошмар для городских чиновников и мечта автодилеров: "В Китае каждый хочет иметь машину. Мы считаем, что это изменит нашу жизнь. А власти должны позаботиться о том, чтобы ездить было удобнее. Надеюсь, они с этим справятся".

Публикуется с сокращениями с разрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга могут читать материалы "Нью-Йорк таймс" на языке оригинала в еженедельном приложении к газете "Известия".

Ховард Френч, "Нью-Йорк таймс", Шанхай, КНР
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...