"Мы участвуем в неполноценном судебном процессе"


известия: Почему суд начинается именно сейчас? Ведь представители американской администрации еще недавно заявляли, что процесс над Саддамом не должен совпадать по времени с согласованием Конституции Ирака, которое должно завершиться к середине августа. Американцы опасались, что процесс над Хусейном вызовет межрелигиозные столкновения. Получается, что больше не опасаются?
Иссам Газзауи: Все это большая загадка. Не сомневаюсь, в том числе и для самих судей. Главная проблема - полная зависимость Специального трибунала по делу Саддама Хусейна от американцев. Так что не только окончательные решения, но и даже планы действий трибунала остаются непредсказуемыми.
известия: Среди обвинений, которые предъявят экс-президенту, - убийство 100 тысяч курдов в ходе карательной кампании "Анфал" с февраля по сентябрь 1988 года и расстрел 30 тысяч шиитов после восстания 1991 года. Как вы собираетесь строить линию защиты?
Газзауи: Из секретных источников мы получили доказательства: за те убийства, в которых обвиняют нашего подзащитного, на самом деле несет ответственность Иран. Именно режим этой страны стал причиной смерти тысяч курдов и шиитов в Ираке.
известия: Помимо Хусейна перед судом предстанут трое других обвиняемых в убийстве мусульман-шиитов в деревне Эд-Дуджейль - его сводный брат Барзан ат-Тикрити, бывший вице-президент Таха Ясин Рамадан и бывший судья Бадр аль-Бандар. И на этом список пока заканчивается. Значит ли это, что остальных свергнутых лидеров Ирака судить пока не собираются?
Газзауи: Это уже подробности судебного процесса. Чтобы узнать какие бы то ни было подробности, вам лучше обращаться лично к Саддаму Хусейну. Конечно, доступ журналистов к нему закрыт. Но всегда можно попытаться. Нам, адвокатам, неизвестны подробности готовящихся судебных процессов. Могу лишь сказать, что если бы члены трибунала действительно хотели найти виновных, они бы искали других людей, а не судили бы тех, кто сейчас находится в тюрьме.
известия: Саддам Хусейн находится в тюрьме уже примерно полтора года. Чем в это время занималась команда его адвокатов?
Газзауи: Команде адвокатов все это время был закрыт доступ и к самому клиенту, и к большей части информации о нем. Только один из нас - иракский адвокат Халил ад-Дулейми - три раза за последние полтора года смог посетить Саддама Хусейна. Таким образом мы участвуем в неполноценном судебном процессе. Специальный трибунал допускает вопиющие нарушения международного права и национальных законов Ирака. Саддама Хусейна лишили всех его прав - и прежде всего права на защиту в суде. К нему даже не пускают членов семьи. Короче говоря, с декабря 2003 года бывший иракский президент живет в полной изоляции.