Управляемый патриотизм
Строго говоря, ничего дурного в самом факте существования государственной программы нет: если есть внешняя пропаганда, то почему бы не существовать пропаганде внутренней. Другой вопрос - содержание пропаганды, а также эффективность и целесообразность расходования финансовых средств.
Что ожидает власть от принятой программы, можно понять, ознакомившись с приложением № 3, в котором перечислен ряд индикаторов для оценки ее эффективности. Среди качественных показателей - "уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания", среди количественных - число "военно-спортивных лагерей", "военно-спортивных игр", мероприятий по "военно-шефской работе". То есть отчетливо видны милитаристский уклон и стремление "к штыку приравнять перо", поставить, как и при советской власти, деятелей искусства на службу государству. Кроме того, предусматривается "противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации".
О каком патриотизме вообще идет речь?
Судя по всему, государство опять хочет национализировать любовь к Родине, это очень интимное чувство, которое в 1990-е годы было приватизировано гражданами новой России. Нам снова хотят показать, как именно надо любить Родину, и снова доказывают: любовь к родной стране и государству - это одно и то же. Как в старые "добрые" времена: ЦК ведь не случайно назывался "родным".
Но любовь к стране и любовь к государству - это две разные вещи, два разных патриотизма. И когда государство отождествляется со страной и нас заставляют любить т а к у ю страну, получается, что нам навязывают любовь к "партии и правительству". Назовем этот феномен "управляемым патриотизмом".
У государства и общества могут быть единые интересы. Но лишь тогда, когда государство не говорит: "Общество - это я, страна - это я". Лишь тогда, когда государство выполняет свою прямую функцию - обслуживание общества и граждан в обмен на налоги. В том случае, если интересы государства и общества расходятся, возникают два патриотизма: один - просто патриотизм, любовь к своей стране, другой - государственный патриотизм, любовь к государству.
Если ты критикуешь государство или просто равнодушен к нему, это еще не значит, что ты не любишь Родину. Кажется, понимания этой простой истины нет у авторов программы патриотического воспитания, для которых если и существует патриотизм, то только управляемый.