Необыкновенная судьба "Обыкновенного концерта"
Стоп. Мы ведь знаем "Необыкновенный концерт". Нет, все верно. История с названием - одна из тех, которые мне рассказали про этот спектакль режиссер-постановщик Центрального театра кукол Екатерина Образцова (внучка Сергея Владимировича) и директор музейного центра театра Павел Голдовский.
Так вот: после блестящей премьеры спектакль ...запретили. Сочли клеветническим. Еще бы: название - "Обыкновенный концерт", хотя положительных персонажей нет! Образцов поинтересовался: "А я - положительный?" "Сергей Владимирович! О чем речь!" (Образцов был любимцем не только публики, но и - что важнее - Сталина). И глава театра предложил: спектакль остается, но вести будет не кукла-конферансье, а он сам - понятно, изменив "под себя" конферанс. Название поначалу было просто "Концерт кукол", ну а во времена "оттепели" опять появился велеречивый Эдуард Апломбов, и спектакль стал "Необыкновенным концертом". В 1968-м он обновился, поменялись куклы (делал тот же художник Валентин Андриевич), потом еще обновление, когда театр въезжал в новое помещение, - но в основе все та же постановка 1946 года.
"Необыкновенный концерт" внесен в Книгу рекордов Гиннесса: идет без малого 60 лет, больше 10 тысяч представлений, причем каждое - аншлаг. На карте мира - лишь пара-тройка стран, где театр не выступал с "Концертом". Востребованность такая, что работают параллельно две группы исполнителей: одна - на гастролях, вторая - в Москве. Соответственно - два комплекта кукол (сейчас ясно, что нужен и третий: спрос!). За рубежом Эдуард Апломбов в каждой стране (образцовская идея!) ведет концерт на местном языке, строя юмор на местных реалиях. А вот номера неизменны, хотя тоже не "застывшая классика": с годами другими стали "Оперетта" и "Танго", отпал "Поэт" - был такой чудак, вдохновенно читавший вирши про родные нивы. Зато появился номер с музыкантами-авангардистами, у которых скрипит дверь, визжит кошка, шумит унитаз (пардон, "водо-бачковый инструмент"). Никакого насмешничания! Именно такой концерт композитора-новатора - с дверью, кошкой и этим самым инструментом - Образцов видел как-то в Голландии...
Редчайший случай - пародия пережила оригинал. Жанры умерли, никто на эстраде нынче не бьет чечетку, а парочка дебильноватых молодцов с их "искусством шевелить ногами" смешит публику доныне. Задумывалось передразнивание тогдашних "обыкновенных" сборных концертов - давно таких концертов нет, но образцовская постановка жива. Ценители жанра вам расскажут про тонкость и элитарность спектакля, но с другой стороны - понятен-то он всем! Придумывалось все легко, шутя, идея была, что как раз сейчас, после войны, измученным людям нужен именно такой спектакль - легкий, задорный. Оказалось - нужен во все времена и во всех странах.
"Визитная карточка нашего театра", - сказала Екатерина Образцова. "Аналогов нет", - заметил Павел Голдовский.