Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Быть справедливым

Лондонские события затмили собой все, и трудно оторвать мысленный взор от дымящейся подземки, развороченного автобуса и людей, которые держат в руках фотографии пропавших близких. Однако - необходимо. Символично и правильно, что лидеры "восьмерки" не остановили работу саммита; они замотали блэровские благоглупости насчет опасности всемирного потепления, однако приняли решение о списании долгов бедным странам. То есть попытались отвести от мира реальную угрозу, таящуюся в комплексе ущемленного чувства справедливости. Конечно, реальные организаторы мирового террора люди не бедные и не обделенные, как не были бедняками Ленин, Троцкий, Маркс и особенно Энгельс
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
; они планомерно, аристократично, индустриально расшатывают мировой порядок, чтобы на ядерной энергии хаоса вырваться к вершинам власти. Но опираются при этом - на миллиарды обделенных, выпавших, не вписавшихся; их бросают в топку мировой истории. Ответом цивилизации может быть лишь мужество, спокойствие и жертвенная верность иудеохристианским основам нашей культурной традиции. И - мучительное исправление прежних ошибок. Среди прочего предстоит отмыть от коммунистической грязи и вернуть в либеральный оборот такое ключевое понятие этой самой традиции, как справедливость. Всем вернуть; в том числе и вам.

В конце 80-х и на протяжении 90-х левые кричали о социальной справедливости (читай: отказ от любых реформ). Мы, правые, горделиво отвечали известной глупостью насчет того, что справедлив только Бог, а человек должен быть праведен. Вместо того чтобы хирургически тонко отделить экономически и политически опасные льготы от необходимых социальных гарантий, патернализм от человеколюбия, борьбу с неэффективным производством от борьбы за эффективного человека. Возможно, на драматическом переломе к изобилью товаров 1992-го и впрямь было не до того; речь шла о жизни и смерти государства. Но потом? Но после переломного 93-го? Может быть, вместо начала чеченской кампании следовало запустить другую кампанию - психологической, имущественной, идейной адаптации советского человека к рынку и найти компромисс между государственным представлением о благе и народным представлением о справедливости? Денег на это требовалось немерено, однако, честное слово, меньше, чем на взятие Грозного, чреватое Хасавюртом. И украли бы по пути не так много. Примерно столько же, сколько до войны прокачивали через "черную дыру" дудаевской бандитской республики.

Но что случилось, то случилось. Если уж ввязались в чеченскую драку, надо было стоять до конца. Поражение в подобных конфликтах бьет по национальному подсознанию еще больше, чем обостренное чувство социальной несправедливости. Потому что оно тоже несправедливо. Несправедливо посылать детей на смерть и при этом проигрывать из-за того, что предатели московские берут взятки от грозненских отморозков; из-за того, что политики трусы и мерзавцы; из-за того, что менты в сговоре с бандитами. И путинский поход на вершину власти, пролегший в 1999-м через Надтеречный район, был не только демонстрацией державной силы, но и восстановлением народного образа справедливой власти. Народного, а не коммунистического. В этом была одна из причин невероятного, запредельного доверия к власти, олицетворенной тогда Путиным.

Сегодня, после пенсионной реформы, 122-го и 131-го законов (о местном самоуправлении) образы власти в целом и Путина в частности разошлись. Последний по-прежнему олицетворяет для большинства надежду на восстановление полноценной справедливости. Первая утратила народную легитимность, поскольку вновь продемонстрировала марксоидное равнодушие к человеческим чувствам и массовому сознанию. Из-за этого она рано или поздно обвалится. Что же до политической судьбы Путина, то он либо снова ухитрится совместить государственность, рыночность и народную справедливость, то есть обособится от своей собственной власти, либо тоже утратит доверие. Но это не наша проблема. Наша проблема в том, чтобы использовать паузу неучастия для переосмысления понятия справедливости, соотнести его с понятием свободы и в следующий раз не повторять совершенных ошибок.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...