Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Последний звонок

Тарифы на дальнюю (междугороднюю и международную) связь "Ростелекома" устанавливаются государством с тем, чтобы перераспределять доходы в пользу операторов местной связи - межрегиональных компаний (МРК), входящих в холдинг "Связьинвест". МРК сами выставляют своим абонентам счета за "межгород" и оставляют до 50-80% общей суммы, что приносит отрасли около $3 млрд в год. Именно поэтому местная связь в России сравнительно дешевая, а звонки из города в город и за рубеж - дороги. По новым правилам тарифы на услуги дальней связи будут устанавливать компании, эти услуги оказывающие
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Монополия "Ростелекома" на междугородние и международные звонки продлевается еще на полгода. Российское правительство перенесло вступление в силу Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также Правил оказания услуг телефонной и подвижной связи на 1 января 2006 года. Напомним, что новые правила должны были вступить в силу 1 июля. Однако к этому сроку нормативные документы, регулирующие ценообразование и тарифы для взаиморасчетов между операторами, чиновники разработать не успели. До 1 января правительству придется принять десятки нормативных актов, регулирующих новый рынок, а будущим конкурентам "Ростелекома" - достроить свои сети до общероссийских масштабов.

Что изменится в законодательстве

Сегодня тарифы на дальнюю (междугороднюю и международную) связь "Ростелекома" устанавливаются государством с тем, чтобы перераспределять доходы в пользу операторов местной связи - межрегиональных компаний (МРК), входящих в холдинг "Связьинвест". МРК сами выставляют своим абонентам счета за "межгород" и оставляют до 50-80% общей суммы, что приносит отрасли около $3 млрд в год. Именно поэтому местная связь в России сравнительно дешевая, а звонки из города в город и за рубеж - дороги. По новым правилам тарифы на услуги дальней связи будут устанавливать компании, эти услуги оказывающие. По логике законодателя, возникшая конкуренция должна привести к неминуемому падению стоимости услуг дальней связи.

Закон и подзаконные акты делят все компании связи на три группы - местной, зоновой и дальней (междугородней и международной) связи. Чтобы стать оператором дальней связи, компания должна оказывать услуги на всей территории России. В свою очередь, операторы местной связи должны обеспечить своим абонентам доступ к услугам любого из владельцев лицензий на дальнюю связь. Именно поэтому выбранная Мининформсвязи модель демонополизации получила название "горизонтальная".

Что изменится для игроков рынка

Пионером на реформируемом рынке дальней связи, по-видимому, станет холдинг Golden Telecom. Эта компания первой подала заявку на лицензию. По прогнозу Мининформсвязи, количество конкурентов "Ростелекома" в ближайшие год-полтора может увеличиться до 3-4. В список возможных претендентов на новые лицензии, помимо Golden Telecom, входят "Межрегиональный Транзит Телеком" (МТТ) и "Транстелеком". Однако пока не все компании готовы к оказанию услуг. Главный вопрос - покрытие всех российских регионов узлами связи. Так, МТТ располагает узлами доступа в 85 регионах, доработка сети займет у компании несколько месяцев.

Впрочем, даже получившим лицензию на дальнюю связь компаниям в первое время придется нелегко. По оценке Мининформсвязи, для создания правового поля на новом рынке потребуется принять еще около 150 приказов, регулирующих деятельность игроков.

Пока крупные игроки нарождающегося рынка дальней связи готовятся к выходу на него, небольшие компании кусают локти. Дело в том, что "горизонтальная" модель демонополизации поставила в неудобное положение игроков рынка IP-телефонии. Сотням небольших компаний, предоставляющих возможность звонить по карточкам вдвое-втрое дешевле, чем через "Ростелеком", теперь придется менять модель своего бизнеса. Ведь передавать междугородние и международные звонки они должны будут строго через зоновых операторов, которые, в свою очередь, будут подключаться к операторам дальней связи.

Что изменится для абонента

Либерализация рынка дальней связи заставит изменить привычки и рядовых абонентов. Прежде всего каждый абонент местной телефонной сети должен будет иметь два договора - с самой местной сетью и с одним из операторов дальней связи. Кроме того, изменятся и привычные правила нумерации. Вместо кодов выхода на междугороднюю и международную связь ("8" и "8-10") будут введены новые коды - "0" и "0-00". После этого кода нужно набрать номер оператора, через который вы хотите совершить звонок.

Но и это еще не все. Поскольку "нули" будут заняты под дальнюю связь, справочные и экстренные службы будут переведены на "1", появится общий номер экстренных служб - "118". Кроме того, до сих пор не решенным остался вопрос о так называемой услуге pre-selection. Речь идет об упрощении набора абонентом междугороднего или международного телефонного номера, если у него уже заключен контракт с каким-либо из операторов дальней связи.

Изменения коснутся и абонентов мобильных сетей с городскими номерами. Дело в том, что обслуживающие их операторы не смогут обладать нумерацией городских телефонных сетей. А клиентам с "прямыми" телефонами придется заключить договор на услугу переадресации с городского на федеральный номер.

Как изменится рынок

Как изменится рынок после демонополизации? Точки зрения экспертов по этому вопросу не отличаются особым оптимизмом. Как заявил на форуме "Связь и инвестиции в России" Алексей Рокотян из "Транстелекома", на рынке дальней связи взрывного роста - такого, как в сотовой связи, - ждать не стоит. Более того, объем рынка может даже упасть. Причина: ожидающееся снижение тарифов на дальнюю связь - от 15 до 20%. Впрочем, по мнению других экспертов, произойдет это не скоро. "На наш взгляд, конкурентной среда станет при наличии на данном сегменте рынка 3-5 операторов. Это произойдет не ранее середины 2006 года", - считает директор департамента государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий при Мининформсвязи Виталий Слизень. "И все равно эффективная конкуренция на рынке дальней связи недостижима", - говорит аналитик "Финама" Олег Шенкер. Он мотивирует свои слова высокой оценкой стоимости "входного билета" на рынок - от $50 млн. "При этом альтернативные операторы вынуждены будут вкладывать средства в рекламу, что может создать значительные дополнительные затраты. Важную роль будут играть также издержки переключения у потребителей (моральные и материальные затраты, связанные со сменой оператора), необходимость установления широкой сети привязок к локальным операторам, фактор "первого игрока". "Правила присоединения и взаимодействия устраняют некоторые из этих барьеров, однако реальные последствия могут отличаться от планируемых, поэтому обязательно будет некоторый переходный период", - добавляет аналитик. Елена Баженова из ИК "Атон" и Олег Шенкер считают, что "Ростелеком" может потерять до 30% рынка дальней связи. Другие аналитики приводят оценку в 45% и даже 60%.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...