Следствия депортаций
Проблема не является новой или непривычной для Северного Кавказа. Она подобна истории Пригородного района (территории конфликта между Северной Осетией и Ингушетией) - только без ее кровавого окраса. Начало было положено в 1944 году, когда чеченцы и ингуши были депортированы, на часть их земель заселились дагестанцы - лакцы и аварцы. После возвращения чеченцев из ссылки в 1957 году обратно территориальные переделы не были совершены. К примеру, чеченцам-акинцам (субэтносу чеченцев, живущих на территории Дагестана) власти республики чинили препятствия в возвращении.
О восстановлении прежних границ и старых наименований населенных пунктов заговорили в начале 90-х годов, когда Верховный Совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов". Чтобы вернуть акинцев, лакцев попробовали выселить с их территорий на места проживания кумыков. В итоге акинцы потребовали полного возвращения, кумыки препятствовали нашествию чужаков, а аварцы и лакцы не хотели изменений.
Тогда конфликт удалось заморозить. Но сейчас, когда Чечня восстановилась в правовом поле России, уже второй год в приграничных районах Дагестана идут волнения - чеченцы требуют возвращения своих земель. Нынешняя трагедия в Бороздиновской - лишь следствие этого конфликта. Любые попытки решить эту проблему частично не будут гарантировать полного ее забвения. Разрешение этого и будущего конфликтов возможно лишь при изменении национальной политики России на Северном Кавказе.
В советские времена власти пытались решить национальный вопрос простыми методами: либо репрессируя народы, либо ассимилируя их. Нынешние власти наступают на те же грабли. Один депутат из Госдумы, занимающийся вопросами конституционного законодательства, на вопрос о возможности создания на юге России горской республики заявил, что выход из национальных конфликтов он видит в смешанных браках. Смешно. В той же Америке, которая, как и СССР, ранее поощряла ассимиляцию (США в свое время называли "плавильным котлом наций"), давно уже отказались от подобной практики, настаивая на термине "многослойный пирог".
Получается, что мировая тенденция к доминированию процесса национальной самоидентификации снова обходит Россию стороной.