Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Колумбия заявила об интересе во вступлении в БРИКС в качестве полноправного члена
Происшествия
Минобороны сообщило о сбитых силами ПВО 46 воздушных целях в трех регионах
Мир
СМИ указали на принуждение Белым домом СБ ООН проголосовать против членства Палестины
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
За преследование людей с помощью опасных посылок начнут штрафовать
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
В ФРГ задержали двух человек по подозрению в шпионаже в пользу России
Мир
Tagesschau указал на провал переговоров Шольца по Украине в Китае
Мир
Конгрессвумен указала на желание жителей США мира между РФ и Украиной
Экономика
Росавиация сообщила о росте пассажиропотока в марте на 6,8%
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов

Америка встречает террористов

Открытому сближению официального Вашингтона с исламистами предшествовал ряд событий: запрет узбекских властей на полеты военной авиации США по воздушным коридорам Узбекистана в ночное время и трагические события в Узбекистане. Как известно, запрет полетов существенно осложнил работу американских военных в средней Азии, в частности, связанную с военными действиями в Афганистане. При этом реакция Вашингтона на шаг официального Ташкента оказалась двоякой
0
Видимо, по мнению Белого дома, поддержка международных террористов не противоречит борьбе с международным терроризмом
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Внешняя политика США меняется в зависимости от текущей конъюнктуры. Очередной пример – намеченная встреча официальных лиц администрации Буша с представителем узбекской оппозиции, связанным с террористическими организациями исламистского толка.

Америка и терроризм. Неожиданное сближение

Серия государственных переворотов на территории стран СНГ, почему-то часто называемых революциями, среди прочих, имеет две характерные черты. Они прозападные (в первую очередь проамериканские) по риторике и антироссийские по содержанию. Запад не скрывает, что питает особый интерес к "революциям". Не удивительно, что администрация США открыто поддерживает оппозиционных политиков в странах СНГ.

Временами такая поддержка приобретает удивительную форму: США сближаются с группировками, которые по утверждению самих же США, связаны международным терроризмом. Видимо, по мнению Белого дома, поддержка международных террористов не противоречит борьбе с международным терроризмом.

Очередной, очень яркий, пример такого сотрудничества – намеченные на 27 – 30 июня встречи одного из представителей организации Исламское движение Узбекистана, включенной Госдепом США в список наиболее опасных международных террористических организаций, с официальными лицами в Вашингтоне.

На прошлой неделе газета "Вашингтон пост" сообщила о том, что в конце июня в Вашингтон приедет одно из ключевых лиц узбекской оппозиции – лидер Демократической партии "Эрк" Салай Мадаминов, более известный как Мухаммад Салих (Mohammed Salih). Вопрос с въездом в США уже решен: Салих получил американскую визу. Цель визита – встреча с рядом высокопоставленных чиновников администрации президента Буша "для описания ситуации в Узбекистане". Любопытно, что господин Салих является, по сути, штатным представителем исламских экстремистов.

Открытому сближению официального Вашингтона с исламистами предшествовал ряд событий: запрет узбекских властей на полеты военной авиации США по воздушным коридорам Узбекистана в ночное время и трагические события в Узбекистане. Как известно, запрет полетов существенно осложнил работу американских военных в средней Азии, в частности, связанную с военными действиями в Афганистане. При этом реакция Вашингтона на шаг официального Ташкента оказалась двоякой: Госдепартамент США увидел в нем ответ на давление США в вопросе расследования андижанских событий, а Пентагон, напротив, крайне заинтересован в продолжении сотрудничества с действующими властями Узбекистана.

Малоизвестный, хотя и открытый факт: Узбекистан поднял вопрос об ограничении полетов ВВС США над своей территорией не после, а до событий в Андижане – изначально речь шла о внушительных не компенсируемых затратах страны, связанных с функционированием американских военных. Однако после того как произошли известные потрясения в Андижане, последовавшее за ними вмешательство Запада во внутренние дела Узбекистана и отказ Ташкента в допуске "независимого расследования", масс-медиа сформировали иную последовательность событий: мол, президент Каримов запретил американцам летать над Узбекистаном после (и из-за) попыток США поучаствовать в андижанских расследованиях.

Сами США никогда не выражали энтузиазма по поводу проводимых третьими государствами расследований относительно действий камериканских властей. Например, в Ираке или, тем более, в Нью-Йорке по событиям 11 сентября 2001 года. Что не мешает Америке требовать от других государств предоставлять возможность расследований американскими специалистами событий внутри их стран. Например, требовать допуск экспертов США к эпизоду в Андижане или к событиям на Северном Кавказе.

Напомним, после нашумевших терактов 11 сентября Узбекистан предоставил Соединенным Штатам возможность использовать свое воздушное пространство и аэродромы для проведения контртеррористической операции в Афганистане. Несмотря на то, что афганская операция военных США до сих пор не завершена, Вашингтон, похоже, уже переключается от борьбы с терроризмом в Средней Азии к сотрудничеству с местными террористами – с целью стимулирования "революций" в регионе.

Место встречи

С кем будет встречаться в американской столице представитель узбекских исламистов, до конца не определено. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, пресс-секретарь Госдепартамента США Ричард Баучер в разговоре с журналистами заявил, что ответа на вопрос о приеме Мухаммада Салиха лично президентом Бушем пока нет. Однако в том, что встреча с представителями американских властей состоится, сомнений почти нет – хотя бы потому что виза США господину Салиху была выдана.

Газета "Вашингтон пост" цитирует медиапосредника партии "Эрк" в США Фрэнка Говарда: "Мы обратились ко всем [официальным лицам о встрече] и пока что не имеем ответов "да" или "нет" от кого-либо". "Встреча на высоком уровне имеет не только символическое значение, но и потенциально реальное значение", добавил он.

Действительно, значение важное. Заметим, не только для США и узбекских оппозиционеров, но и для России. Встреча будет знаменовать колоссальный поворот во внешней политике США, в частности, в среднеазиатской политике. Поворот от борьбы с международным терроризмом к сотрудничеству с ним – значение этого трудно переоценить. Хотя, конечно, характер действий американских властей не так уж нов: политика двойных стандартов и невероятных изменений во взглядах Белого дома дело обычное. Достаточно вспомнить того же пресловутого Усаму бен Ладена: в восьмидесятых спецслужбы США участвовали в его "выращивании" в качестве апологета исламского экстремизма, направленного против СССР в Афганистане, а после 11 сентября Вашингтон вдруг выяснил, что исламский экстремизм – это нехорошо. Теперь у Белого дома новый поворот.

В ситуации с Махаммадом Салихом США выражают готовность, по сути, напрямую сотрудничать с людьми, близкими к Усаме бен Ладену. Дело в том, что господин Салих тесно связан с Тахиром Юлдашевым, лидером Исламского движения Узбекистана, которое по классификации Госдепа является одной из наиболее опасных террористических организаций.


Чтобы определить глубину подвижек в среднеазиатской политике США, следует понять, что такое Исламское движения Узбекистана (ИДУ) и как с ним связан Мухаммад Салих.

Этнический узбек, лидер ИДУ Тахир Юлдашев с 1995 года жил в пакистанском Пешаваре. Там началось формирование ИДУ с помощью пакистанских исламистов, там же он познакомился с лидерами движения "Талибан" и лично с Усамой бен Ладеном. Там успешно контактировал с выходцами из Средней Азии, которые учились в медресе Пакистана с начала девяностых. Часть этих людей, в основном, этнические узбеки, сбежавшие из Узбекистана, где президент Каримов вел жесткую борьбу с исламским экстремизмом, позже присоединились к боевикам Исламского движения Узбекистана.

Во второй половине девяностых годов ИДУ стала ведущей экстремистской организацией центрально-азиатского региона. В 1998 году Юлдашев перенес штаб-квартиру ИДУ в Кабул, где вместе с другим лидером исламистов, Джумой Намангани, при непосредственном участии Усамы бен Ладена планировал террористические атаки. Эти двое возглавили ИДУ, а Мухаммад Салих стал своего рода "цивильным лицом" ИДУ. Также когда-то было с "Талибаном": в то время как адепты исламизма били палками мужчин, имевших недостаточно длинную бороду, уничтожали древние статуи Будды и на "героиновые" деньги готовили боевиков, их представители в Европе и Америке во вполне светских костюмах искали выход на больших политиков – выход "в свет".

При участии пакистанских и афганских исламистов ИДУ планировала боевые операции против законных властей государств Средней Азии. Ряд кровавых терактов им удалось совершить. В итоге экстремисты были обвинены в совершении ряда крупных актов террора, в частности, в организации взрывов в центре Ташкента в феврале 1999 года. Пожалуй, впервые ИДУ "прославилось" на весь мир, когда боевики взяли в заложники группу японских геологов, работавших в Киргизии.

Военные – точнее, террористические – успехи исламистов в Средней Азии произвели впечатление на многих специалистов. Военными наблюдателями было особо отмечено, что активизация моджахедов в Узбекистане, талибов в Афганистане и террористов в Чечне происходили синхронно.

В те дни, когда российские военные выбивали чеченских боевиков из Грозного, талибы совершили знаменитый бросок на север Афганистана, а бойцы Юлдашева-Намангани-Салиха открыли "второй фронт" на юге Узбекистана.

Кровавый террорист Шамиль Басаев, занимающий пост амира Конгресса мусульман Ичкерии и Дагестана, в августе 2000 года сказал, что "чеченская сторона внимательно следит за событиями в Узбекистане, Афганистане и Кашмире – Средняя Азия стоит на пороге серьезных изменений". А также добавил: "Подразделения чеченских моджахедов находятся в полной боевой готовности и ожидают приказа. Час "икс" наступит тогда, когда русские меньше всего ожидают". Басаев, как, впрочем, большинство военных экспертов, понимает, что война исламистов в Средней Азии является также войной против России, причем для ваххабитов в целом все они – отдельные бои единого глобального джихада. Если Басаев командует его кавказским участком, то Юлдашев и Салих – среднеазиатским.

Как известно, успехи талибов закончились после событий 11 сентября. Вашингтон увидел лишенное романтики лицо терроризма и резко ослабил нажим на Россию по поводу Чечни, а также пересмотрел отношение к жестким действиям президента Каримова в отношении местных экстремистов. Более того, Госдепартамент США внес ИДУ в список международных террористических организаций – за международный терроризм и религиозный экстремизм – еще до того, в 2000 году. В 2004 году госсекретарь США Колин Пауэлл подтвердил, что ИДУ угрожает миру в Средней Азии и в остальном мире, и повторно оставив ИДУ в "черном списке".

Терроризм как оппозиционная политика

Сегодняшняя обстановка в Узбекистане уходит корнями в начало девяностых. Мухаммад Салих с единомышленниками тогда заговорили о необходимости построения особого типа демократии – с яркими исламскими чертами. Следствием стала буря экстремизма и бегства русскоязычного населения. Солих даже выдвигался на выборах президента, но набрав около 12% голосов (в основном, земляков из Хорезмской области), ушел в подпольную борьбу.

Президент Каримов жестко ограничил деятельость экстремистов, тем самым удержав страну от гражданской войны. Бежавшие за границу лидеры оппозиции (в том числе, Салих) вполне определенно дали понять, что придут к власти с оружием в руках. Чем и занимается ИДУ.

С 1996 года Юлдашев налаживал связи с исламскими организациями мира и искал источники финансирования. Считается, что ИДУ получала помощь от пакистанских спецслужб, турецких организаций, с говорящими названиями вроде "Очаги исламского порядка". По информации узбекских властей, ИДУ получает деньги и от бен Ладена. Характерная черта: Салих неоднократно встречался с чеченскими террористами, в том числе с президентом самопровозглашенной Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым.

За годы существования ИДУ ее боевики сотни убийств, разбойных нападений, организовали серию взрывов столице и других городах Узбекистана, вторжение террористов на территорию страны.

Решением Верховного суда Мухаммад Салих был заочно осужден на 15 с половиной лет за соучастие в организации 19 убийств, 35 разбойных нападений, взрывов в Ташкенте в феврале 1998 года (тогда погибли 16, были ранены 128 человек). В настоящее время он вместе с остальными руководителями ИДУ находится в розыске Интерпола по запросу официального Ташкента.

На сегодня сложилась абсурдная ситуация, когда властями США всерьез обсуждается вопрос о встрече с руководителем террористической организации, находящимся в розыске. Для завершения картины президенту Бушу остается только вызвать на аудиенцию Усаму бин Ладена, муллу Омара, а заодно и Шамиля Басаева. Тоже ведь своеобразные политики и оппозиционеры.
Комментарии
Прямой эфир