Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кто главнее: архитектор или Градкодекс?

Земельный и Градостроительный кодексы требуют утверждения Правил землепользования и застройки местным органом представительной власти. Правила приняты лишь в Великом Новгороде, Казани, Уфе и Хабаровске. Преобладает административная практика предоставления прав на участки. Так, в законе г. Москвы "О землепользовании и застройке" "разрешенное использование" устанавливается по каждому участку, при изменении требуется разработка нового "акта" за счет землепользователя. Тормозятся инвестиции, искусственно завышается цена недвижимости
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Не стихает полемика вокруг принятого недавно Градостроительного кодекса. Создается впечатление, что главные архитекторы объявили ему войну. Почему чиновники против новых правил градорегулирования и приватизации земельных участков? По иронии судьбы, именно главные архитекторы должны реализовывать Градкодекс, отнимающий у них былую власть и доходы. Но законодательство о недвижимости поселений, где живет более 70% населения России, не личное дело архитекторов. У нас с советского времени сохранился принцип "целевого" использования недвижимости. Ограничивая возможности использования, он вынуждает идти "на поклон" к чиновнику при необходимости любых изменений. В рыночной экономике цена недвижимости зависит от содержания прав по использованию участка. В развитых странах правила землепользования определяются городскими законами. У нас закон заменяет личное решение, принятое во исполнение генплана, который никто, кроме главного архитектора, не видит. Архитектор превратился в "живой источник права", административной ренты, а строительство - в марафон согласований и "заносов".

Земельный и Градостроительный кодексы требуют утверждения Правил землепользования и застройки местным органом представительной власти. Правила приняты лишь в Великом Новгороде, Казани, Уфе и Хабаровске. Преобладает административная практика предоставления прав на участки. Так, в законе г. Москвы "О землепользовании и застройке" "разрешенное использование" устанавливается по каждому участку, при изменении требуется разработка нового "акта" за счет землепользователя. Тормозятся инвестиции, искусственно завышается цена недвижимости, сохраняется "советская" планировка городов.

Новый Градкодекс требует обязательного введения правил зонирования. Они выгодны и горожанам, и бизнесу: права по использованию недвижимости четко определены. Можно реагировать на изменение спроса и выбрать эффективный вид использования участка. Возможно более "человечное" размещение жилых зон. Замена индивидуального согласования городским правовым актом даст снижение цен на недвижимость. Добиться принятия правил землепользования могли бы собственники земельных участков. Но местная администрация стоит "насмерть", препятствуя выкупу участков под частными зданиями. Оставаясь монопольным собственником земли в поселении, чиновник через землепользование прижмет любого. Новый законопроект МЭРТа о выкупе участков, подготовленный в московской администрации, повышает выкупную цену и восстанавливает советское "целевое" использование. При сохранении административно-земельной олигархии ожидать снижения цен на недвижимость не приходится.

Недостаток предложения участков под застройку сохранится, пока будет существовать "игольное ушко" чиновного земельного спекулянта. Для превращения Градкодекса в инструмент рынка необходимо обеспечить полноценную собственность на застроенные участки.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...