Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Поговорили по-женски

На Венецианской биеннале вручены главные призы - «Золотые львы». Все они достались женщинам-художникам или женским проектам. А на всей выставке господствует феминистский дискурс. На территорию современного искусства ворвался феминизм. То есть он был и раньше, в 90-е годы, когда это было свежо и модно. Но теперь он повсюду. И вовсе не потому, что он по-прежнему актуален, а потому, что два главных куратора биеннале - женщины
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
На Венецианской биеннале вручены главные призы - "Золотые львы". Все они достались женщинам-художникам или женским проектам. А на всей выставке господствует феминистский дискурс.

На территорию современного искусства ворвался феминизм. То есть он был и раньше, в 90-е годы, когда это было свежо и модно. Но теперь он повсюду. И вовсе не потому, что он по-прежнему актуален, а потому, что два главных куратора биеннале - женщины: испанки Мария де Корраль и Роза Мартинес. И все в надежде на призы немедленно заговорили по-женски.

У входа в Арсенале - главную площадку биеннале - вас встречает огромная красивейшая люстра, собранная, при ближайшем рассмотрении, из тампонов (проект португалки Жоаны Вашконселош). Вокруг развешены плакаты со статистикой: только 3 процента современных художников - женщины, но 83 процента обнаженных - женского пола (проект афроамериканок Guerrilla Girls). Далее идут женские манекены, видео с обнаженными телами, фильм о Калигуле, который (только не смейтесь) оказывается тоже женщиной, и алюминиевые скульптуры знаменитой Луиз Буржуа на тему семейного насилия, женских мук и женских травм.

Все призы биеннале получили женщины или проекты на женские темы. Лучший павильон - Франция с инсталляцией Аннет Мессаже. Лучшие художники - немец Томас Шютте с женскими скульптурами в духе Генри Мура (материнство и плоть) и гватемалка Регина Хосе Галиндо с тремя видео (на одном девушка идет по улице с тазом крови, периодически омывает в нем ноги и оставляет на асфальте кровавые следы, на втором - очень физиологичная пластическая операция, на третьем - девушка сбривает волосы на всем теле и голой идет по городу). Приз за вклад в современное искусство получила Барбара Крюгер, а приз молодому итальянскому художнику - Лара Фаваретто, пока неизвестная, но тоже женщина.

Мало того, чуть ли не половина национальных павильонов (теоретически, никак не зависящих от воли кураторов биеннале) чудесным образом также посвящена женским проблемам. В павильоне Турции, например, идет фильм Хуссейна Чалаяна о женской идентичности, а в павильоне Ирана гигантская каменная глыба подвешена на канатах из женских волос. И все это увенчано выставками англичанина Люсьена Фрейда, главного в современном искусстве специалиста по женской плоти, и американки Кики Смит - главной художницы-феминистки.

Уф! Феминизм в таких количествах не то что пугает, но уж точно раздражает. Биеннале спасает только то, что многие из этих проектов - очень высокого художественного качества. А выставка Кики Смит, посвященная домашней жизни девочки, - настоящий шедевр.

Павильон России приза не получил. Хотя его кураторы тоже женщины (Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова). Вероятно, потому, что они не поддались конъюнктуре. Или потому, что у нас арт-феминизма просто нет.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...