Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На авиасалон в Ле-Бурже прибыла настоящая авиация

Ле-Бурже - законодатель авиационной моды. Однако прошлый салон вышел провальным. Фавориты - США и Россия - приехали без реальных образцов техники. Американцы - в отместку за неподдержку Парижем их действий в Ираке. Наши - от греха подальше. На позапрошлом салоне "Нога" арестовала созданный в России по заказу Китая истребитель марки "Су". Скандал был неимоверный. Пекин боялся, что из-за этого утратит свои секреты, Москва - что потеряет многомиллионный контракт
0
Су-27СКМ уже совершил в Ле-Бурже первый показательный полет. ФОТО: AFP
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вчера в парижском пригороде Ле-Бурже открылся один из главных аэрокосмических салонов мира - "Paris Air Show'2005". Российские предприятия - постоянные его участники, однако несколько лет подряд решались везти во Францию лишь макеты летательных аппаратов, боясь преследований швейцарской фирмы "Нога". Эта фирма то и дело добивалась судебного ареста на все "российское", пытаясь обеспечить свои претензии к Москве. В прошлом году "Нога" претензии сняла, и небо над Ле-Бурже снова захватят российские вертолеты и истребители.

Ле-Бурже - законодатель авиационной моды. Однако прошлый салон вышел провальным. Фавориты - США и Россия - приехали без реальных образцов техники. Американцы - в отместку за неподдержку Парижем их действий в Ираке. Наши - от греха подальше. На позапрошлом салоне "Нога" арестовала созданный в России по заказу Китая истребитель марки "Су". Скандал был неимоверный. Пекин боялся, что из-за этого утратит свои секреты, Москва - что потеряет многомиллионный контракт. Чудом обошлось.

В этот раз "Сухой" и "МиГ" везут свои истребители. "Сухие" покажут модернизацию основного боевого истребителя российских ВВС Су-27СКМ. Благодаря установке нового бортового оборудования машина получила тактические возможности самого современного истребителя Су-30МКИ (на нем, к слову, используется французско-израильская авионика). "Старичок" может действовать и днем и ночью, в любую погоду и применять практически весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения. Однако главная фишка - намного дешевле более современной модели Су-30 при аналогичных ТТХ.

"МиГ" везет учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, оснащенный двигателями французской компании Snecma, и многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29СМТ - можно сказать, завтрашнее слово наших ВВС, однако успешно эксплуатируемое в Судане и Йемене. Впервые увидят посетители салона и сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик МиГ-31Э. Машины подобного класса нет ни у кого в мире.

Однако главный экспонат "Сухого" - среднемагистральный гражданский самолет RRJ. Это тоже плод международной кооперации российских и западных авиастроителей. Например, авионику для него делают французы из Thales, двигатель и мотогондолу - Snecma и российское НПО "Сатурн", шасси - французская Messiler Dowty.

- RRJ лучший в своем классе как по полезной нагрузке, так и по дальности, - говорит генеральный директор по гражданским самолетам фирмы Snecma Жан-Пьер Кожаню.

Первый полет серийного RRJ спланирован на 2007 год. Москва надеется, что его купят не только отечественные авиакомпании (на днях "Сухой" подписал меморандум с авиакомпанией "Аэрофлот"), но и западные. В ходе салона разговор об этом пойдет с французской Air France и итальянской Iberia.

Другое направление - вертолеты. Здесь Россию впервые представит вертолетный холдинг, объединивший под вывеской "Оборонпром" производителей вертолетов марки "Ми" из Казани, Улан-Удэ, Москвы и Ростова. Главный экспонат - всепогодный ночной охотник Ми-28Н Э: серийный вертолет, поступивший в прошлом году на вооружение российских ВВС.

В рамках салона пройдут также торжественные мероприятия по случаю 60-летия возвращения во Францию авиаполка "Нормандия-Неман". В честь этой даты в воздух поднимется легендарный истребитель Як-3.

Директор НАСА Майкл Гриффин со своим коллегой - главой "Роскосмоса" Анатолием Перминовым проведут переговоры о планах возобновления полетов американских "шаттлов" и о дальнейшей реализации программы Международной космической станции (МКС) с участием американских и российских кораблей по проекту МКС. Весной 2006 года Россия полностью выполнит свои обязательства перед партнерами по предоставлению транспортных средств для доставки экипажей на станцию. После этого американским астронавтам придется бронировать места на российских "Союзах" на коммерческой основе или в обмен на ответные услуги.

Гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов:

"Наличие западного оборудования еще не гарантирует продаж"

Желая успеха отечественным участникам авиасалона в Ле-Бурже, российские специалисты порой расходятся во мнениях о достоинствах отдельных проектов. Гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр РУБЦОВ сравнил для "Известий" финансовые аспекты двух разработок среднемагистральных самолетов.

известия: Александр Иванович, российский авиапром все шире сотрудничает с западными фирмами и в гражданских, и в военных отраслях. Это считается ключом к завоеванию рынка...

Александр Рубцов: Использование западных комплектующих оправдано только тогда, когда вы хотите прорваться на рынок, где авиакомпании давно используют подобное оборудование. Само по себе наличие такого оборудования еще не гарантирует продаж. У нас был Ил-96 с западными двигателями и авионикой. Однако его никто не купил. Цена вплотную приблизилась к показателям аналогичных по классу американских и европейских самолетов, и он оказался не нужен.

известия: Позволит ли создание Объединенной авиастроительной корпорации избежать подобных просчетов?

Рубцов: У нас нет сомнений в том, что надо создавать ОАК. Надо объединять ресурсы конструкторских бюро, производства, вводить специализацию предприятий в тех областях, где они наиболее компетентны. Нужно найти еще и баланс между тем, какой уровень проникновения на внешний рынок мы хотим обеспечить: заниматься исключительно проектированием планера самолета и его изготовлением или все-таки создавать и строить самолет целиком.

известия: На авиасалоне в Ле-Бурже вновь обнажится конкуренция между параллельными проектами - российско-украинским Ан-148 и RRJ, в создании которого принимают участие большое количество западных фирм. Как можно "развести" параллельные проекты?

Рубцов: По вопросу конкуренции внутри корпорации уже начата работа. Привлечены консультанты и аналитики, которые должны серьезно подойти к оценке рисков, связанных с теми или иными проектами. Например, проект регионального самолета Ан-148 оценивается экспертами в $350 млн, из которых порядка 60% уже вложено партнерами по программе. На завершение работы надо еще $100 млн. В то же время проект RRJ требует около $700-750 млн на самолет и около $600 млн на разработку двигателя. А характеристики самолетов очень близкие, что подтверждается не только данными авиационных НИИ, но и результатами недавнего тендера авиакомпании «Аэрофлот» (в ходе которого эксперты компании заявили, что самолеты одинаковые). Возникает вопрос: правильно ли выделять $1,5 млрд на самолет, который по своему технологическому уровню мало отличается от уже почти созданного? Причем это будут только бюджетные деньги, потому что частные инвесторы вряд ли включатся в проект со столь высокими рисками.

Наша позиция заключается в том, чтобы развести эти проекты по вместимости и по уровню технологий. Проект RRJ неплохой, но его надо рассматривать с точки зрения внедрения на нем большего количества инноваций. Например, облегчения его фюзеляжа за счет применения композитных материалов. Чтобы в итоге он превосходил по экономичности имеющиеся на рынке машины на 15-20%. Тогда это будет действительно прорывный продукт, который обеспечит России возвращение на самый передовой уровень технологий.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...