Вывел моделей на улицу
Вообще-то Галерея братьев Люмьер слегка запоздала с предложением - праздник гламура закончился. Еще недавно в Москве демонстрировали корсеты, маникюры, укладки от Хорста П. Хорста, живые манекены от Мивы Янаги, провокации Эрвина Олафа, последние проекты русского глянца. И даже Кляйн Москву посетил, успел дать интервью "Известиям" и получить "Серебряный венок" от московского фотофестиваля. Словом, все разъехались, впечатления остыли - и вдруг выставка работ "внесшего неоценимый вклад в развитие мировой фотографии": Кляйн - для Vogue с 1956 по 1962 год.
Впрочем, появление Кляйна в Vogue тоже было, наверное, таким же неожиданным, как и открытие выставки в Москве. Пренебрежение к глянцевой эстетике художник, живший в Париже, не скрывал, да и до сих пор при каждом удобном случае старается всячески подчеркнуть. На предложение о работе в журнале Александра Либермана, арт-директора американского Vogue, ответил с прямотой американского солдата. Мол, его прежде всего интересует реализация собственного проекта вместе с Vogue - что-то вроде дневника вернувшегося в Нью-Йорк художника, который впоследствии не только Vogue, но и ни один американский издатель не решится опубликовать.
Правда, надо отдать должное Vogue, согласившемуся на публикацию его съемки моды. Так до него не снимал никто. Прически, макияж, туалеты - от всего этого Кляйн постарался отстраниться, ему важен сам ход, идея, композиция. Кляйн начинает обыгрывать сюжеты с зеркалами со сложной системой отражений и, следовательно, тонкой игрой женских амбиций. Кляйн выпроваживает моделей из студии на улицу, где представляет их как часть городской рекламы. Или же их появление превращается в странное приключение в городе, где двигаются только серые силуэты горожан, - римская серия с женщинами в полосатых платьях для коктейля.
Моделей он использует как манекены - съемка для Saint Laurent 1963 года. Кляйн при этом ретуширует лица папарацци и зевак, превращая их в белые маски, а саму рекламу - в фантастическую сценку. "Но это же и есть самый гламур", - скажет после английский арт-директор Том Уолси. За Кляйном последуют Хельмут Ньютон, Фрэнк Хорват, Дэвид Бейли. Его ернические фото станут классикой. Которую есть смысл посмотреть отдельно. Гламурное оформление вовсе не обязательно.