"Москва могла захлебнуться собственными нечистотами"


известия: Чем в первую очередь занимается ваша служба в связи с ЧП?
Николай Филатов: Контролем качества питьевой воды - там, где она отключалась, и в открытых водоемах: это Москва-река, зоны отдыха и малые реки. Следим за тем, чтобы торговые предприятия сняли с реализации скоропортящуюся продукцию, если у них отключалось энергоснабжение. В среду ночью я подписал постановление о работе специальных бригад, в четверг утром во всех округах они выехали на объекты...
известия: Вчера первый заместитель мэра Владимир Ресин заявил: "Возможна ситуация, когда придется сбрасывать нечистоты в Москву-реку с Люблинской и Курьяновской станций аэрации". И добавил: "Вы представляете, что это значит в такую жару?" Но сброс нечистот из канализации в реку, по нашим сведениям, все-таки произошел?
Филатов: Незначительные сбросы были и с Курьяновской, и с Люблинской станций. Чтобы не произошло серьезного загрязнения, их разбавляли питьевой водой. Сегодня мы постоянно контролируем качество воды в Москве-реке и ввели запрет на купание ниже Курьяновской станции аэрации.
известия: Думаете, достаточно того, что вы объявите об этом в СМИ?
Филатов: Мы этим не ограничимся. Я обратился в органы внутренних дел, они должны обеспечить наряды для патрулирования береговой полосы, чтобы не допускать купания людей. Или, по крайней мере, разъяснять им ситуацию.
известия: Что было бы, если бы нечистоты сбросили в Москву-реку в большем объеме?
Филатов: Мощность одной только Курьяновской станции - больше трех миллионов кубов в день. Легко представить, что случилось бы с Москвой-рекой, если бы в ней оказался хотя бы суточный сток неочищенных фекалий. Первым делом погибла бы вся рыба. К счастью, сбросы были все-таки относительно небольшими - по нашим сведениям, около 3-5 тысяч кубов.
известия: В районах, где происходили отключения электроэнергии, расположены крупные мясокомбинаты. Санитарная служба собирается проверять их после ЧП?
Филатов: У них, как и у городских больниц, к счастью, есть резервные источники электро- и водоснабжения. Они были подключены. Так что никакой катастрофы не произошло. Честно говоря, меня больше беспокоят маленькие магазины, у которых отключилось холодильное оборудование. Они побоятся или просто не захотят подавать в суд на виновников произошедшего за порчу своей продукции, но выбрасывать ее тоже пожалеют. Продадут под видом нормальной. Хотя по закону все торговые предприятия должны повесить объявления, что у них была авария. Чтобы люди могли ориентироваться.
известия: Крупные магазины и супермаркеты санитарную службу интересуют?
Филатов: Конечно. Будем проверять, к примеру, партии молока - отбирать пробы, исследовать их и решать, можно продавать продукцию или нужно ее утилизировать.
известия: Все это требует времени и средств. Можно прикинуть, во сколько обойдется ЧП столичной санитарной службе?
Филатов: Подсчитаем позже. Эта сумма войдет в общий московский счет, который, я уверен, будет предоставлен виновным.
известия: Как бы вы порекомендовали вести себя москвичам? Чего не покупать в ближайшее время?
Филатов: Рискованно приобретать скоропортящиеся продукты: пирожные, которые могли храниться без холодильника, развесную сметану, салаты. Но в четырех округах вообще ведь не было отключений электроэнергии. Так что не будем пугать всех и вся.
известия: Чрезвычайная ситуация уже себя исчерпала или вы еще ждете неприятных сюрпризов?
Филатов: Главная проблема - "следовый" эффект этого ЧП. Вот, к примеру, переполненность коллектора на Волгоградском проспекте привела к выбросу канализационных стоков на поверхность. Рекультивировать территорию, не допустить разноса инфицированного материала по всему городу - это работа не одного дня.
известия: Вы хотите сказать, что прорыв канализации на Волгоградском проспекте может еще аукнуться для всей Москвы?
Главный государственный санитарный врач Москвы
Николай Филатов