Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Экономика, социальные ожидания и "цветные" революции

Получается, что "цветные" революции на постсоветском пространстве имеют достаточно объективную социально-экономическую обусловленность. Если мы хотим избежать чего-то подобного в России, не учитывать этого нельзя. Запредельно высокие мировые цены на нефть - своеобразная "подушка безопасности" для страны. Но вряд ли стоит переоценивать данный фактор.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Последние события в Узбекистане - новое подтверждение тому, что на постсоветском государственно-политическом пространстве идут тектонические подвижки. Что на самом деле происходило в этой среднеазиатской стране, пока неясно. Но очевидно: анализ причин недавних событий в странах СНГ становится крайне необходимым.

Сравнив ситуацию в странах СНГ по уровню ВВП в соотнесении с дореформенным, получим совершенно неожиданный результат: Молдова - 54,6% (уровень ВВП 2004 г. от уровня 1991 г.), Грузия - 65,6%, Украина - 66,8%, Таджикистан - 75,6%, Киргизия - 81,8%, Россия - 89,3%. В четырех из "пятерки" лидирующих стран (Грузия, Украина, Молдова, Киргизия) уже произошли известные события. Россия следует как раз за этими странами, в число которых "затесался" еще и Таджикистан.

Логично предположить: затянувшийся переходный период от плановой экономики к рыночной имеет следствием обострение социальной напряженности. Страны с затянувшимся переходным периодом - своеобразная группа риска. Во всех названных выше странах бывшего СССР переходный период превысил 13 лет и может еще затянуться.

Получается, что "цветные" революции на постсоветском пространстве имеют достаточно объективную социально-экономическую обусловленность. Если мы хотим избежать чего-то подобного в России, не учитывать этого нельзя. Запредельно высокие мировые цены на нефть - своеобразная "подушка безопасности" для страны. Но вряд ли стоит переоценивать данный фактор.

Директор Института проблем инвестирования Е. Сабуров, с которым удалось обсудить столь интересный результат, напомнил, что в его бытность министром экономики в самом начале 90-х была проведена работа по оценке уровня социальных ожиданий в бывших союзных республиках. Как выяснилось, Грузия, Украина и Киргизия были странами с наиболее высоким уровнем социальных ожиданий в своих регионах. С учетом данного факта все встает на свои места и становится понятно, почему Таджикистан "пронесло" - там не образовалась "гремучая смесь". Затянувшийся переходный период, имеющий следствием экономические проблемы, - есть, а высоких социальных ожиданий - нет.

Возникает вопрос: а что в России с уровнем социальных ожиданий?

Кто-то скажет - все это ерунда, простое совпадение, кто-то увидит чуть ли не подстрекательство к революции (вот уж точно полная чушь). Но, вспомнив слова К. Маркса, что политика - концентрированное выражение экономики, следует признать: прав был классик. От одного признания этой правоты становится не по себе. Поэтому хотелось бы более внимательного отношения властей к такого рода "совпадениям". Но если это внимание сведется исключительно к поискам "руки заграницы", что сейчас и демонстрируется, мы рискуем в лучшем случае в очередной раз оконфузиться во внешнеполитической сфере.

Ну, а что же Узбекистан? Уровень ВВП там уже в 2001 г. составил 100,9% от уровня 1991 г. Казалось бы, все там должно было быть спокойно. Но следует заметить: в последние годы как раз эта страна демонстрирует самые низкие темпы экономического роста в СНГ.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...