Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Светопреставление

Короткое замыкание на одной из подстанций "Мосэнерго" во вторник вечером вызвало каскадное отключение энергоснабжения практически на всей территории Москвы, а также в Московской, Калужской и Тульской областях. Что такое отключенный рубильник, прочувствовали на себе практически все жители этих регионов.На самом деле, о том, что авария, подобная вчерашней , возможна в любой момент, в "Мосэнерго" знали давно. Более того, последние четыре года руководство компании регулярно предупреждало об этом городские власти
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Короткое замыкание на одной из подстанций "Мосэнерго" во вторник вечером вызвало каскадное отключение энергоснабжения практически на всей территории Москвы, а также в Московской, Калужской и Тульской областях. Что такое отключенный рубильник, прочувствовали на себе практически все жители этих регионов. О жертвах пока не сообщается, но так или иначе пострадавшими от аварии стали миллионы человек.

"Из-за жары провисли провода"

В понедельник к концу дня энергетики распространили заявление, что каскадное развитие аварии удалось остановить. По их версии, причиной массового обесточивания стало короткое замыкание на Чагинской подстанции в районе Капотни, случившееся вечером во вторник. После этого начался пожар, который работники подстанции ликвидировали своими силами. А утром, когда москвичи стали собираться на работу, потребление электроэнергии возросло, и городские электросети, закольцованные в одну сеть, начали по очереди выходить из строя.

- Обычно в подобных случаях у нас предусмотрен резерв, - пояснил "Известиям" член правления РАО "ЕЭС" России Андрей Трапезников. - Но это высокотехнологичная сфера, и спрогнозировать каждый нюанс невозможно. Из-за аварии на сетях часть потребителей не получает энергию из своего источника и начинает получать ее из других. Что и произошло после выхода из строя "Чагино". Остальные станции не осилили нагрузку, на которую не были рассчитаны. В этом случае по технологии электростанция автоматически отключается в целях безопасности. Ситуацию осложнила жара - нам еще вчера докладывали, что из-за жары в ряде районов провисли провода.

"Первая мысль была: опять теракт"

В итоге в 11.30 без электричества остались Южный, Юго-Восточный и Юго-Западный округа столицы. На улицах встали троллейбусы и трамваи, остановились в тоннелях поезда метро.

- В 11.40 на станции "Текстильщики" несколько раз моргнул свет, и поезда встали, - рассказывает очевидец случившегося Анатолий Седин. - Честно говоря, первая мысль была: опять теракт. Машинисты выскочили из вагонов, а десяток рабочих побежали вглубь тоннеля. О том, что поезда больше не поедут, стоявшим на перроне объявили только через 20 минут. Огромная толпа двинулась к выходу. На Волгоградском проспекте творился полный хаос. Сотни людей вышли на проезжую часть ловить машину, а переполненные автобусы выстроились вереницей, пытаясь протолкнуться к остановке.

Уже к 11.45 обесточенными оказались 6 линий столичной подземки. Пассажиров выводили по тоннелям в вестибюль станций, а оттуда - на улицу. Руководитель столичной подземки сначала пообещал восстановить движение к 15.00, но потом вообще перестал давать какие-либо обещания.

- Несчастных случаев во время аварии у нас не было, - рассказал "Известиям" начальник ситуационного центра метрополитена Анатолий Парфенков. - Людей успели вывести из заблокированных поездов, и плохо никому из пассажиров не стало. Конечно, люди возмущены, но от нас здесь ничего не зависит. Электричество поездам дает город, а своей, резервной, подстанции у метро нет.

Для перевозки пассажиров по земле "Мосгортранс" выделил 1200 автобусов. Но передвигаться наземным транспортом по Москве тоже было невозможно. Из-за перебоев электроэнергии в большинстве районов Москвы выключились все светофоры и на улицах образовались огромные пробки.

- Регулировать движение пришлось вручную, - сообщили "Известиям" в ГИБДД столицы. - На дорогу вывели даже тех сотрудников, которые работают в экзаменационных и регистрационных отделах. Кроме светофоров, у нас отключились и все камеры наблюдения, поэтому регулировать движение в городе приходилось "вслепую".

Нет электричества - нет бензина

Отчаявшись добраться на работу транспортом, москвичи пошли в сторону центра пешком. Так, на Третьем транспортном кольце пешеходами были заняты две правые полосы, а автомобили теснились на оставшемся дорожном пространстве. Цены на такси резко взлетели. За поездку от Митина до Новокузнецкой утром таксисты просили 700-800 рублей, а к обеду подняли цену до 2000.

Самые большие пробки образовались в городе уже после обеда. Не выдержав многочасового стояния, машины закипели от жары, и их владельцы, плюнув на все, начали бросать их прямо посреди улицы. Вскоре к ним присоединились и те, кто забыл вовремя заправить автомобили. Из-за перебоев с электричеством в городе перестали работать практически все АЗС. Автолюбители оставляли машины на проезжей части и с канистрами ехали в другие районы города, чтобы раздобыть бензин.

Вместе с общественным транспортом на подмосковной железной дороге встали и электрички. Поезда остановились на Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском направлениях Московской железной дороги и большинстве участков Большой московской окружной дороги. Из-за перебоев в электросетях многие москвичи не успели вовремя попасть в аэропорты. Скоростные поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и аэропортом "Домодедово", тоже остановились. Правда, сами аэропорты успели перейти на автономные системы энергоснабжения, и изменений в расписании вылетов не произошло.

Нет света - нет денег

Сбои в элетропитании и связи сделали невозможным проведение платежей во многих банках. Отделения кредитных учреждений в южных районах Москвы не работали (хотя не все в этом признавались). На несколько часов из-за ограничения доступа участников бирж к торгам была приостановлена работа рынков группы РТС и рынков ММВБ. Впрочем, к трем часам работа бирж восстановилась.

В свою очередь, банки в течение всего дня извинялись перед клиентами. Из-за сбоев в связи торговые точки не могли обслужить владельцев платежных карт, а платежи за мобильные телефоны, по словам операторов, хотя и принимались, но перечислены будут только 26 мая.

Как заявил "Известиям" директор управления общественных связей Сбербанка Вячеслав Корнев, отделения самого многофилиального банка тоже испытывали трудности, однако запуск источников бесперебойного питания позволил сгладить последствия. Многие банки (например, Национальный банк "ТРАСТ", банк "Зенит") продолжали работать именно благодаря резервным источникам питания. Однако, как пояснил начальник департамента розничного бизнеса банка "Зенит" Алексей Розоренов, автономные источники питания могут обеспечить связь с процессинговым центром, но банкомат все равно подключается к розетке: "Если электричества нет, то банкомат работать не будет".

У Кремля - резервные системы

Кремль отключения электроэнергии не затронули. А даже если бы и затронули, то ничего страшного, уверяют его сотрудники, не случилось бы: должны были сработать резервные системы обеспечения. Каким образом действуют резервные системы и где они расположены - вопрос, естественно, закрытый. Единственный ущерб, причиненный Кремлю, - это неработающие мобильные телефоны сотрудников. Конфиденциальность связи обеспечивает ФАПСИ, но в остальном госчиновники зависимы от мобильных операторов точно так же, как и все остальные.

В Госдуме министр промышленности и энергетики Виктор Христенко как раз докладывал депутатам Госдумы о реформе электроэнергетики, когда в городе наступил энергокризис. Общаясь с коллегами в перерыве, министр пошутил :"Я попал!" После заседания он уже нашел слова: "Работа метро будет восстановлена в течение 3 часов, авария полностью будет ликвидирована за сутки".

В Совете федерации свет погас в первый раз в 11.30 - сенаторы как раз обсуждали принятие закона о русском языке. В коридорах выключился свет, а в кабинетах, в холлах второго этажа, пресс-службе и зале для прессы - мониторы, по которым шла трансляция заседания. Примечательно, что сам зал заседаний обесточен не был, и сенаторы продолжали обсуждение закона, даже не подозревая, что больше их никто не видит и не слышит.

Система управления Вооруженных сил России не была нарушена.

- Автоматизированные системы управления войсками работают в штатном режиме, - сказал начальник пресс-службы Минобороны полковник Вячеслав Седов, - на тех военных объектах, где произошло временное отключение подачи энергии, были задействованы дизельные генераторы.

В МИД особых перебоев с питанием не было, случившееся в Москве сказалось лишь на факсах внешнеполитического ведомства, которые с трудом выполняли свои обязанности. Как и везде, в МИД "висел" интернет. По информации "Известий", на какое-то время было обесточено здание МВД. Говорят, некоторые из чинов этого ведомства застряли в лифтах. Всего же по Москве, по сведениям главы МЧС Сергея Шойгу, застряли в лифтах 1,5 тысячи человек. Некоторые ждали эвакуации по нескольку часов.

"Летальных исходов нет"

Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв в больницах. По словам главы горздрава Андрея Сельцовского, от энергоснабжения были отключены 20 больниц и роддомов.

- Однако ситуация некритическая, - сказал Сельцовский "Известиям", - используются резервные источники. Летальных исходов нет. Но есть проблемы с горячим питанием в некоторых больницах. В опасности оказались новорожденные в 7-й горбольнице, но их быстро перевезли во второй центр Филатовской больницы. Бригады "скорой помощи" работают нормально, связь с ними есть. Но бывает трудно проехать по некоторым районам, особенно Южного и Юго-Восточного округов.

О возможности техногенной катастрофы предупреждали давно

На самом деле, о том, что авария, подобная  вчеорашней , возможна в любой момент, в "Мосэнерго" знали давно. Более того, последние четыре года руководство компании регулярно предупреждало об этом городские власти. Развитие сетевого хозяйства города не поспевает за увеличением энергопотребления. Сети и подстанции изношены в среднем на 60-70%. Многие из них были построены, как и сгоревшая позавчера, в 60-х годах и, в принципе, не рассчитаны на тот уровень нагрузок, который существует сейчас. А электропотребление в столице растет ежегодно на 5%.

- Сейчас на значительную часть заявок на подключение к электросетям - а их ежегодно в "Мосэнерго" приходит около 35 тысяч - энергетики вынуждены отвечать отказом, - заявил "Известиям" руководитель пресс-службы "Мосэнерго" Михаил Коротков. -Удовлетворяются в основном скромные просьбы в мощности 15-20 киловатт от частных лиц и небольших фирм. Крупные магазины, торговые и спортивные центры, элитное и обычное жилье, требующее десятов мегаватт, так и остаются в потемках. Их подключение невозможно физически.

Кстати, в марте этого года сотрудниками института "Мосэнергопроект" был закончен анализ схемы развития энергоснабжения Москвы и Московской области до 2020 года. Выводы, сделанные в докладе неутешительны: "В самое ближайшее время в результате дальнейшего неуклонного роста потребления и дефицита мощности системная авария в Московском регионе станет неизбежной, что означает техногенную катастрофу с тяжелейшими социально-экономическими и политическими последствиями".

Факел над Капотней был красным вместо голубого

Московский нефтеперерабатывающий завод во избежание крупной аварии второй день сжигает нефтепродукты. Юго-восток столицы дышит "через носовой платок". Чем именно - установить невозможно: в лабораториях нет электричества.

В Капотне неприятности начались в 21 час 15 минут 24 мая. Загорелась 501-я трансформаторная подстанция Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), расположенная на Чагинской улице. Почти сразу же была прекращена подача электроэнергии и на сам МНПЗ. Чтобы предотвратить возможную крупную аварию, работники завода начали в интенсивном режиме выжигать факельной установкой оставшийся газовый конденсат. По свидетельству очевидцев, над знаменитым на всю Москву факелом взметнулось красное пламя высотой более 10 метров, выбрасывающее черный дым. "Мы ехали по Верхним полям примерно в 10 вечера, - поделилась с "Известиями" жительница Капотни Наталья. - От факела шел такой жар, что к стеклам автомобиля нельзя было прикоснуться. Сильно пахло сероводородом, в общем, тухлятиной. Ближе к ночи в районе отключили электричество и даже холодную воду. Но паники не было - мы привыкли и к выбросам, и к перебоям с водой и светом".

- Само собой, нефтепродукты не могли сгореть полностью, - рассказала "Известиям" директор ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгения Симотникова. - Возросший объем газовой смеси, поступающей на факел, привел к неполному сгоранию и образованию токсичных органических веществ, в основном углеводородов. Из-за погодных условий загрязненный воздух не рассеялся и начал передвигаться по городу. С 21.00 до 21.50 дул северо-восточный ветер, и выбросы загрязняющих веществ распространялись в сторону Марьинр и Братиславской. В период с 21.50 до 23.00 ветер сменил направление на юго-восточное. В зоне влияния выброса оказались Люблино, ул. Верхние поля, часть района Кузьминки. С 23.00 до утра дули западный и юго-западный ветры. Воздушные массы перенеслись в направлении районов Выхино, Новокосино, Жулебино и Кузьминского лесопарка. Больше всего пострадало Марьино: там зарегистрировано 3-4-кратное превышение ПДК углеводородов.

По словам Евгении Симотниковой, москвичам повезло, что ветер постоянно менял направление и загрязненный воздух ни в одном из этих районов дольше чем на час не задерживался. От более серьезных последствий Москву спас пришедший в 17.00 фронт холодного воздуха, который интенсивно вытеснил смог. К тому же после 15.00 факел уже не чадил.

- Говорить об отравлениях не приходится, - продолжает Симотникова. - Наши сотрудники провели всю ночь в эпицентре событий, но никто из них не жаловался даже на раздражение слизистой оболочки дыхательных путей. Насколько ядовиты были выбросы, установит экспертиза в нашей лаборатории на Шаболовке. Правда, сказать, когда завершится экспертиза, я не могу. Там пока нет электричества.

Замгендиректора ГУП "Мосэкомониторинг" Василий Никитич прибыл к заводу в Капотне в 21.30, когда над районом уже полыхал красный факел.

- Факел должен быть голубоватого цвета,- рассказал он "Известиям", - но мы увидели, что он красный, гораздо мощнее штатных параметров и к тому же источает черный дым. В три часа ночи к месту аварии прибыла передвижная станция автоматического слежения за качеством воздуха, которая зафиксировала значительное превышение органических веществ. Что там горит? Сборная солянка - все те нефтепродукты, которые могут быть на заводе.

По словам Василия Никитича, днем выбросы продолжались. Чтобы разобраться, какие именно вещества находятся в атмосфере, необходимо провести анализы в стационарной лаборатории.

Днем пресс-секретарь Московской нефтегазовой компании (МНГК), владеющей МНПЗ, Николай Фролов заявил, что в настоящее время Московский нефтеперерабатывающий завод работает в безопасном режиме. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, завод бесперебойно отгружает строительный и дорожный битум. Сотрудник пресс-службы мэрии Москвы (столичное правительство является одним из крупнейших совладельцев акций МНГК и по сути собственником МНПЗ) заявил "Известиям", что аналогичную ситуацию завод пережил 26 лет назад - тогда тоже удалось избежать серьезной техногенной аварии и человеческих жертв.

Богдан Степовой

В метро обошлось без несчастных случаев

В среду с 11 до 12 часов утра обесточенными оказались 6 линий столичного метро: Люблинская, Замоскворецкая, Каховская, Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская и Бутовская линия легкого метро. Стояли все поезда на южных отрезках веток - от центра до самых до окраин. Пассажиров по туннелям выводили в вестибюли станций, а оттуда на улицу. Руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев пообещал полностью восстановить движение к 15.00. Но не вышло: только к вечеру поезда пошли по Калужско-Рижской и Бутовской веткам. Остальные, похоже, будут ждать утра.

Начало двенадцатого дня, Калужско-Рижская "оранжевая" ветка. Стоим на подступах к станции "Сухаревская". Почти 40 минут в замкнутом пространстве и в неизвестности.

- Уважаемые пассажиры, сохраняйте спокойствие, наш поезд отправится через пять минут, - магнитофонный женский голос шесть раз обнадеживал нас. Но состав не реагировал: стоял как вкопанный.

Ждем. Очень выручила газета: когда читать стало нечего, она была использована в качестве веера. Рядом обмахивались носовыми платками, файлами с документами и журналами. Пожалуй, именно духоту переносить было тяжелее всего.

- Уважаемые пассажиры, откройте дополнительно форточки, хоть немного будет легче дышать, - разнесся по вагону сочувствующий голос машиниста.

Постепенно спокойствие стало покидать пассажиров. Пожилой мужчина нервно рванул ворот рубахи, высвобождая шею. Женщина средних лет охнула и схватилась за сердце. Ее более молодая соседка достала бумажную салфетку и принялась утирать слезы.

- Оставьте в покое двери, не открывайте их, от них зависит ваша безопасность, - голосом машиниста рыкнули динамики. Видимо, в каком-то вагоне попытались выбраться наружу.

- Але, але, але, - тщетно кричал в трубку мобильного телефона мужчина в белой рубашке с галстуком. Собеседник его не слышал.

Мобильные телефоны не выпускали из рук большинство пассажиров, но связь работала избирательно, лишь пятеро из всего вагона сумели дозвониться.

Наконец состав ожил, загудел и тронулся с места.

На станции "Сухаревская" вагон моментально опустел. "Поезд дальше не пойдет по техническим причинам", - раздалось из динамика.

- Несчастных случаев во время аварии у нас не было, - рассказал "Известиям" начальник ситуационного центра метрополитена Анатолий Парфенков. - Людей успели вывести из заблокированных поездов, и медпомощь никому не понадобилась. Конечно, люди недовольны задержкой, но от нас ничего не зависит. Электричество поездам дает город, а своей резервной подстанции у метро нет.

Лариса КАЛЛИОМА, Анатолий ГУСЕВ

Хронология событий

Вторник. 20.56. Возник пожар на трансформаторной подстанции Московского НПЗ на улице Чагинской. Через несколько минут была прекращена подача электроэнергии на МНПЗ.

Среда. 8.00. Энергетики докладывают об устранении аварии на Чагинской подстанции.

Около 11.00. Каскадное аварийное отключение электричества в Москве, Калужской и Тульской областях, в 34 районах Подмосковья.

11.30. Из-за отключения электричества остановились все троллейбусы и трамваи в Южном, Юго-Восточном и Юго-Западном округах.

11.35. Отключено электричество на Люблинской, Замоскворецкой, Каховской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Бутовской линиях метро.

11.45. "Мосгортранс" подогнал к закрытым станциям 1200 автобусов

14.15. На Волгоградском проспекте около дома № 49 по из-за аварии в канализационной системе из-под земли ударил фонтан воды. Затопленной оказалась часть Волгоградского проспекта.

16.30. Полностью восстановлено движение по Каховской линии метро.

17.00. Из 1500 светофоров столицы к работе удалось вернуть 1364. Возобновлено электроснабжение в половине из 28 обесточенных московских больниц.

17.15. Восстановлено электроснабжение в Марьино и Люблино.

17.30. Глава штаба по ликвидации последствий аварии Владимир Ресин заявил, что полностью восстановить электроснабжение в столице удастся лишь к 14.00 четверга.

18.00. В 14 районах Подмосковья восстановлено электроснабжение.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...