Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В лифтовом деле главное - "мозги"

Москва на фоне остальной России, где полностью изношено свыше 60% лифтов, смотрится вполне прилично. Но и в столице сервисные компании жалуются на недостаток средств, население - на плохое обслуживание и непонятную систему оплаты. Эти проблемы легко решаются только в дорогих новостройках. Оптимальная скорость - 1,6-2 метра в секунду, в высотках - 3-4 м/с. А в Японии лифты разогнали уже до 12 м/с. Очень важны "мозги", то есть как запрограммирована лифтовая группа. Например, хорошо, когда пустой лифт всегда сам опускается на первый этаж
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Москва на фоне остальной России, где полностью изношено свыше 60% лифтов, смотрится вполне прилично. Но и в столице сервисные компании жалуются на недостаток средств, население - на плохое обслуживание и непонятную систему оплаты. Эти проблемы легко решаются только в дорогих новостройках.

Лифтовой рынок Москвы (включая производство, продажи и обслуживание) эксперты оценивают в 150 миллионов долларов ежегодно. Львиную долю "лифтобизнеса" составляют аскетичные подъемники отечественного производства и соответствующий им сервис. Единственное пожелание жителя типовой многоэтажки в адрес лифта - чтобы он работал.

- Ежедневно на оперативное дежурство выезжает 37 аварийных экипажей, - рассказывает первый заместитель гендиректора МГУП "Мослифт" Анатолий Орлов, - которые выполняют в среднем 395 аварийных заявок. Им в помощь в филиалах предприятия работают 16 мобильных бригад, которые ежедневно пускают около 130 остановившихся лифтов. В 2004 году общее количество остановок снизилось на 10% по сравнению с 2003 годом.

В домах бизнес-класса исправная работа лифтов - не вопрос. Здесь главное - технические параметры подъемников.

- При выборе лифта мы обязательно учитываем его трафик, - объясняет вице-президент строительной корпорации "Миракс Групп" Максим Привезенцев, - чтобы даже в самые пиковые часы время ожидания было минимальным. Оптимальная скорость - 1,6-2 метра в секунду, в высотках - 3-4 м/с. А в Японии лифты разогнали уже до 12 м/с. Очень важны "мозги", то есть как запрограммирована лифтовая группа. Например, хорошо, когда пустой лифт всегда сам опускается на первый этаж. Или есть кнопочные панели на каждом этаже, чтобы, получив вызов, электроника сама распределяла пассажиропоток по лифтам, сокращая время ожидания и число остановок.

Обитателям таких домов обслуживание каждого лифта, допустим, "МосОтисом" обходится в 120-130 долларов ежемесячно, а германским "Тиссеном" - в 200-220 долларов. На лифтовые расходы в муниципальных домах тот же "МосОтис" или "Мослифт" получает долларов по 15-25 в месяц. В прошлом году депутаты Мосгордумы добились того, чтобы расходы на "жилые" лифты в городском бюджете были вынесены из абстрактной статьи "Техобслуживание" в отдельную строку. Ту же самую операцию лифтовики предлагают произвести и с квартплатными квитанциями.

- Горожане оплачивают нашу работу через ДЕЗы, - говорит Анатолий Орлов. - Что замедляет поступление средств на наши счета.

В строке "Техобслуживание" ("ТО") спрятано до 40 услуг, включая работу дворников, электриков, дератизаторов и т.п. И, конечно, лифтовиков. Некоторые ТСЖ, предпочитающие ДЕЗам частные компании, сами вывели обслуживание лифтов в отдельную строку. А заодно перешли на адекватную систему расчета оплаты: исходя не из площади квартиры, а из числа проживающих. Ведь лифтом пользуются не метры, а люди. Кстати, этот абсурд иногда становится предметом судебных исков граждан к местным властям. Пока безрезультатно.
Юлия ИГНАТЬЕВА

Спецлифты для советских вождей

История путешествий столичных обывателей вверх и вниз в закрытых кабинах лифтов сложна и замысловата. От предмета роскоши - к просто средству вертикального передвижения и обратно. Такой путь проделал московский подъемник, в советские годы повторявший причудливые изгибы партийной линии.

- Мы поднимаемся в особенном лифте. Этот лифт - один из трех первых появившихся в Москве, - поясняет гражданам строгая женщина-лифтер в Государственном историческом музее. Подъемник-ветеран, которым она управляет, сооружен и смонтирован венской фирмой "Стиклер" и работает в музее с 1895 года. Техническую новинку завели для особо важных персон, "для удобства восхождения на верхние этажи здания, на высоту 14 метров", теперь на нем катаются простые смертные. Правда, и лифт, прозванный когда-то императорским, не совсем тот, что прежде. Был тросовым, в сетчатой лифтовой шахте, а стал после ремонта в 1989 году другой венской фирмой гидравлическим в шахте стеклянной. На месте прежней кабины - копия. Оригинал с панелями из красного дерева и обитой бархатом скамейкой стараниями посетителей музея приобрел такой вид, что восстановить его было невозможно. Проехаться на новом можно только вместе с лифтерами, когда их нет, он заперт на ключ.

Какие еще лифты вошли в призовую московскую тройку, история умалчивает. Согласно легенде, это были подъемники в Кремле и в усадьбе "Кусково". При этом российское первенство вроде бы осталось за Питером, точнее, за лифтом американского происхождения, устроенным в Зимнем дворце.

Советской власти было не до лифтов. Это американские города с упорством маньяков тянулись к небу, а российская столица еще в середине прошлого века, если не считать сталинской высотной семерки, оставалась низкорослой. А уж хрущевские пятиэтажки загнали вертикальную мысль и производство в такой угол, что когда в середине 1960-х партийная линия изменилась и Москву принялись застраивать 9- и 16-этажками, выяснилось, что обеспечить граждан отечественными лифтами просто невозможно. Какое-то время в обычных московских домах - о, чудо! - стали устанавливать недоступный для простых граждан "импорт", преимущественно финской фирмы "КONE". Но сами подъемные устройства для горожан очень скоро чудом быть перестали: их даже научились пристраивать к 5- и 6-этажным домам, где они не были предусмотрены (в Москве так пристроили 3500 лифтов).

И все же в год Московской Олимпиады, которую бойкотировали американцы, столица России, устроившая у себя международную выставку "Лифт-80", с удивлением обнаружила, что в области подъема и спуска граждан она напрочь отстала от Запада. Правда, порой у нас случалось такое, что остальному миру и не снилось. Вот, например, после того, как однажды Леонид Ильич Брежнев застрял в лифте в своем доме, руководство 9-го управления КГБ (аналог нынешней ФСО) строго приказало соорудить в его подъезде второй, "личный" лифт, и это указание было немедленно выполнено. Речь шла, напомним, не о собственном особняке и не о Кремле, а о жилом доме № 26 на Кутузовском проспекте, населенном кроме генсека ЦК КПСС множеством людей. Для другого генсека, Константина Черненко, который почти не мог самостоятельно передвигаться, устроили лифт в предназначенной для первых лиц государства и закрытой для всех остальных спецзоне Большого театра.

По слухам, специальный подъемник доставлял на трибуны Мавзолея дряхлеющее советское руководство и во время майских и ноябрьских парадов на Красной площади.

Наталья Давыдова

В Москве заказали лифт за 1,5 миллиона долларов

На ВВЦ в павильоне № 57 стартовала Вторая международная выставка "Лифт Экспо Россия - 2005". Интернет, кинотеатр, концертный зал - вот далеко не полный список возможностей современных лифтов. Особый шик - установить в своем загородном доме лифт, отделанный ценными металлами и камнями.

Уставшие от безликих "карачаровских коробок", москвичи монтируют в своих коттеджах "подъемники", украшенные драгоценным металлами и камнями, средняя стоимость которых 60-70 тысяч долларов. Впрочем, по слухам, всех "переплюнул" экс-президент РФ Борис Ельцин, лифт в кабинет которого обошелся заказчику в $1 миллион.

- Помимо уникальных технических характеристик этот лифт обладал и отделкой из позолоты и серебра, - рассказывает технический директор фирмы - участника выставки Дмитрий Григорьев. -Такие лифты пользуются большой популярностью, ведь для некоторых лифт - роскошь, знак отличия, а не средство передвижения. Впрочем, повесить подобного красавца у себя на даче можно и за меньшие деньги. Как правило, люди не тратятся на импортное оборудование. Ведь кардинальной разницы нет. Главное - внутренняя отделка.

На сегодняшний день для VIP-лифтов применяются медь, сталь, платина и различные породы древесины. По желанию клиента, в стены могут быть вмонтированы разнообразные картины и панно. Так, европейцы предпочитают украшать кабину лифта семейными портретами и пейзажами. В России большинство заказчиков ограничиваются классическими ромбиками и зеркалами.

- Визуальная информация в лифте - это психологический фактор, - говорит заместитель коммерческого директора фирмы "Нейрон" Игорь Никитин. - Даже в те короткие 40-50 секунд, что человек находится в замкнутом пространстве, он невольно переживает стресс. Его нужно отвлечь. Для этой цели в лифтах устанавливаются светящиеся окошки с нумерацией этажей и зеркала. Многие состоятельные люди монтируют в лифт плазменные панели, на которые транслируются либо телевизионные передачи, либо музыкальные клипы. Установка панели (без ее стоимости. - "Известия") обойдется примерно в три тысячи долларов. Один клиент потребовал, чтобы при входе в его лифт включалась бодрая мелодия "Над полем танки грохотали", - пришлось выполнить.

Специалисты уверены, что фантазия русского человека практически не знает границ. Так, месяц назад хозяин одного из строящихся в столице торговых центров заказал лифт, который должен всплывать из воды. По данным "Известий", стоимость "амфибии" сопоставима со стоимостью лифта Останкинской башни, а это порядка $1,5 миллиона. По замыслу хозяина торгового центра, первый утренний посетитель магазина, нажав на кнопку вызова, сможет видеть не только уникальную водонепроницаемую конструкцию, но и несколько прекрасных девушек в купальных костюмах, выезжающих из бассейна.

Впрочем иногда русская изобретательность служит не только для развлечений, но и на благо. Наши специалисты разработали уникальный "лифт-охранник", который предотвращает попадание случайных "гостей" на тот или иной этаж. У каждого жильца оборудованного такой системой подъезда есть специальная карта, которую он вставляет в лифтовую панель при посадке. Компьютер автоматически считывает информацию с карточки и поднимает пассажира на необходимый этаж.

Еще одно русское изобретение - "лифт-внедорожник". Умельцы компании "МАШ XXI век" изготовили уникальный транспортер, предназначенный для подъема инвалидов по ступенькам. В его основе лежит самый обыкновенный гусеничный робот-сапер, маневренность и мощность которого прекрасно сочетаются с небольшими размерами. Для того чтобы воспользоваться новинкой, инвалид-колясочник должен заехать на него, после чего специально обученный сотрудник начнет управление машиной и поднимет пассажира на нужный ему этаж. Стоимость чудо-техники - 7 тысяч долларов. Скорость движения - один лестничный проем в минуту.

- Это конечно же не лифт, - отмечает замдиректора "МАШ XXI век" Михаил Буланов. - Разработанное устройство предназначено в основном для театров и административных учреждений. Обидно лишь то, что никто не хочет его покупать. В нашей стране большинство убеждено, что инвалиды должны сопровождаться человеком, который им помогает передвигаться. Мы же предлагаем идти по западной схеме, где созданы все условия для их свободного перемещения. Увы, но пока подобные агрегаты закупают лишь частные организации и клиники.

Николай Морозов

В США людей транспортируют пневмопочтой

Расположенной в Сиэтле компании High Lift Systems НАСА выдала грант размером в 570 тысяч долларов на постройку космического лифта. Принцип его действия просто: лифт - это длиннющий трос, одним концом прикрепленный к океанской платформе, а другим - к орбитальному спутнику зависшему на высоте 35 тысяч километров. "Технология догоняет фантастику и к этой идее надо относиться серьезно", - убежден один из руководителей High Lift Systems Билл Эдвардс. Опыт показывает, что иногда подобные эксперименты приносят плоды. Несколько лет назад американцы разработали уникальный лифт, работающий по принципу пневмопочты. Основа системы - круглая прозрачная шахта из поликарбоната с внешним диаметром 94 сантиметра. В ней ходит кабина-поршень. Двери в шахте закрываются герметично, а сама кабина вентилируется снизу. Насос, установленный наверху шахты, откачивает воздух из зоны над кабиной - она едет вверх. Если нужно опуститься, клапан наверху шахты понемногу впускает воздух в зону разрежения, плавно регулируя скорость спуска, которая составляет 9,14 м/мин. Впрочем, по современным меркам - это крайне медленно. Сейчас скорость является главным критерием качества лифта, особенно в мегаполисе. Не так давно пальму первенства в этой категории взяла японская корпорация Toshiba Elevator and Building Systems, запустившая сверхскоростной лифт в самом высоком здании мира - тайваньском небоскребе Taipei 101. При подъеме лифт развивает скорость в 60,6 километра в час, или 16,83 метра в секунду (для сравнения, скорость лифта в обычном жилом здании составляет 1-1,6 метра в секунду). До 89 этажа лифт поднимается за 38 секунд.

Странам Восточной Европы и СНГ до подобных достижений еще далеко. Правда, и там пытаются решить проблему нехватки лифтов. В некоторых городах и райцентрах Украины, к примеру, за проезд в лифте приходиться платить. "Везунчиками" стали жители Одессы, Днепродзержинска, Новой Каховки, Херсона и Белой Церкви, именно в их лифты вмонтировали новое устройство "Фортуна", осуществляющее движение лифта только при использовании чип-карты. Монтаж украинского ноу-хау стоит 600 гривен (120 долларов), предприятие приступает к оборудованию лифта при согласии не менее 60% жильцов подъезда. Одна поездка на лифте по чип-карте стоит 0,04 гривны (50 копеек). Ранее плата за пользование лифтом входила в стоимость квартплаты из расчета 0,075 гривны с 1 квадратного метра общей площади квартиры. Теперь эту сумму жильцы могут экономить, что большинство и делает.

А в лифтах новой столицы Казахстана Астане повесили старые отечественные таксофоны, объединив их с пусковым устройством самого лифта. Чтобы привести лифт в движение, необходимо опустить специальный жетон в монетоприемник таксофона, и только потом нажимать кнопку нужного этажа. Жетоны в подъездах домов продает лифтер. Кстати, одного жетона хватает только на одно нажатие. То есть если одному жильцу нужно подняться на 6-й этаж, а другому на 8-й, то стоить это будет два жетона. В целях экономии жители обычно поднимаются все вместе на самый высокий этаж, а оттуда спускаются вниз пешком. Поездка стоит недорого - около 10 теньге (100 теньге равны 23 рублям), но по итогам месяца все равно набегает приличная сумма.

Место для родов, отдыха и мести

Июльский день 1987 года в московском роддоме № 10 вспоминают до сих пор. В старом четырехэтажном здании роддома рожают на первом этаже. А на четвертом - под медицинским присмотром лежат будущие мамы, у которых врачи обнаружили те или иные проблемы со здоровьем. Одна из таких мам, ну совершенно на сносях, почувствовала приближение счастливого момента, но решила не спешить на первый этаж и дотерпеть до последнего момента. В конце концов, на ее стоны обратила внимание дежурная медсестра. Она подняла роженицу с кровати и вместе с ней поспешила к лифту. Спустя полминуты двери лифта раскрылись на первом этаже, и перед случайными свидетелями предстала удивительная картина: ошеломленная мать сидела на полу, а не менее ошеломленная медсестра держала в руках пищащего младенца.

А вот 35-летний китаец Минг Кунг Чен точно не забудет 1 апреля 2005 года. В этот день нью-йоркский доставщик фаст-фуда сел в лифт, в котором просидел следующие трое суток, едва не умерев от обезвоживания. Возможно, Чена вообще бы не нашли, если бы о нем не вспомнили хозяева китайского ресторана Happy Dragon в Бронксе, в котором тот работал. Самое интересное, что полиция до сих пор теряется в догадках, что же произошло - офицерам не удалось допросить потерпевшего, поскольку тот не говорит на английском языке. По предположению местной китайской диаспоры, Чена могли ограбить и затем таким образом избавиться от него, по другой версии, китаец пал жертвой неудачной первоапрельской шутки.

Как ни странно, но наиболее курьезной и смешной частью истории лифтов, стала законодательная. В американском Порт-Артуре наказуемым деянием является выделение неприятных запахов в лифте. Чтобы пожаловаться на нерадивого спутника, мстительному пассажиру необходимо написать заявление в местный орган правопорядка, где провинившегося попросят заплатить штраф.


Лифтовое хозяйство Москвы

Сегодня в Москве насчитывается около 119 тысяч лифтов, включая 108 тысяч пассажирских. В муниципальных домах зарегистрировано 84,6 тысячи лифтов, а остальные установлены в административных зданиях, больницах, гостиницах и т.п. Ежегодный прирост лифтов составляет около 4000 единиц. В новостройках Москвы за 10 лет введено в эксплуатацию около 24,6 тысячи лифтов. Нормативный срок службы (25 лет) выработали около 16 тысяч лифтов.

Крупнейшими предприятиями, обслуживающими московские лифты, являются МГУП "Мослифт" и ОАО "МосОтис". "Мослифт" - рекордсмен по числу "подопечных" лифтов. Предприятие следит за сохранностью и ремонтирует свыше 57 тысяч лифтов, из них более 48 тысяч в жилых домах муниципального фонда. "МосОтис" работает с 34 600 лифтами. Среди них 1100 подъемников в больницах, 450 в коммерческих общественных учреждениях, 350 в правительственных зданиях. 2000 лифтов "МосОтиса" установлены в промышленных зданиях, в НИИ и т.п. 2400 лифтов - в ведомственном жилфонде. Остальные 28 300 лифтов - в муниципальных и коммерческих домах.

30% московских лифтов уже выработали свой ресурс. Ежегодно в городе меняется около полутысячи и модернизируется около полутора тысяч лифтов. Половина москвичей в целом недовольны качеством обслуживания лифтов в жилых домах. Большинство претензий вызвано тем, что во время поломки лифта трудно дозвониться до диспетчера и слишком долго приходится ожидать прибытия ремонтной бригады. По правилам застрявший в лифте пассажир должен быть освобожден не позднее чем через 30 минут после того как механик получит информацию от диспетчера.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...