Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Оптическая иллюзия

Товарищи, обязательно посмотрите новый фильм "Цирк"! Это очередная картина режиссера-орденоносца Александрова. А Любовь Орлова играет американскую артистку, которая родила чернокожего ребенка, она потом приезжает в Советский Союз и тут - такое начинается! Масса смешных сцен, дивная музыка Дунаевского (еще не слышали песню "Широка страна моя родная"?) и, особо отметим, классная операторская работа. Кстати, специально для "Известий" оператор фильма В. Нильсен написал статью "Как снимался "Цирк"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Товарищи, обязательно посмотрите новый фильм "Цирк"! Это очередная картина режиссера-орденоносца Александрова. А Любовь Орлова играет американскую артистку, которая родила чернокожего ребенка, она потом приезжает в Советский Союз и тут - такое начинается! Масса смешных сцен, дивная музыка Дунаевского (еще не слышали песню "Широка страна моя родная"?) и, особо отметим, классная операторская работа. Кстати, специально для "Известий" оператор фильма В. Нильсен написал статью "Как снимался "Цирк".

"С точки зрения техники съемки картина "Цирк" представляла громадные трудности. Здесь большую помощь оказал опыт моей поездки в Америку. Американская операторская техника отличается широким применением так называемой комбинированной съемки (...).

Предположим, что в павильоне надо построить декорацию десятиэтажного здания. Постройка такой декорации внутри павильона немыслима. С помощью комбинированной съемки задача разрешается чрезвычайно просто. На большом расстоянии от аппарата строится лишь часть декорации, на уровне человеческого роста. Вся верхняя часть здания изготовляется в виде небольшого макета. Этот макет подвешивается перед съемочным аппаратом так, чтобы нижний край макетной модели перспективно совпадал с верхним краем удаленной декорации. Возникает оптическая иллюзия единого здания. Применяя этот способ, мы создали на экране общие планы манежа и фасада громадного цирка.

В картине имеется сцена, где Скамейкин (арт. А.М. Комиссаров), случайно попав в клетку со львами, букетом прогоняет зверей. Нужно было придумать способ съемки, при котором артист не подвергался бы опасности. Одним из таких методов является рирпроекция: в павильоне устанавливается прозрачный экран, на котором с задней стороны проектируется изображение специально заснятого фона со львами. Перед экраном размещается наш актер. (...) Был применен и другой способ. Установив съемочный аппарат с внешней стороны клетки, мы перед самым объективом поместили небольшую модель части решетки. Каждый прут нашей модели в перспективе закрывал соответствующий прут настоящей клетки. Поместив актера между прутьями настоящей и модельной решетки, мы создали иллюзию , что Скамейкин - внутри клетки (...).

Завершение статьи: "Выпуск "Цирка" свидетельствует о росте нашей кинематографической техники, успешно осваивающей новейшие методы съемки".

Владимир Семенович Нильсен (1905-1938) вошел в историю нашего кино как замечательный мастер-оператор, у которого взгляд художника сочетался с инженерным поиском. Сам фильм "Цирк" - достойный ответ Голливуду, идеальное доказательство того, что и легкомысленный жанр мюзикла, если надо, можно поставить на службу идее (и идеологии). Чего сегодня судачить про идиотский сюжет (а где в мюзиклах он умнее?), про ходульность и наивность! Зато была искренность, свежесть и заслуженная благодарность зрителей.

Но давняя известинская публикация требует еще одного дополнения. Журнал "Искусство кино" №3 (1993). Статья "Сочли врагами народа..." - мартиролог репрессированных кинематографистов. "Вечером 8 октября 1937 года в номер гостиницы "Метрополь" ворвались вооруженные чекисты и увезли известного оператора, основателя кафедры операторского искусства ВГИКа В. Нильсена, участвовавшего в создании таких популярных кинокомедий, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга". В. Нильсен был осужден как "матерый международный шпион" и вскоре погиб. Через месяц арестовали его жену - балерину и киноактрису И. Пензо, хотя она имела паспорт гражданки Италии".
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...