Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Компании России, соединяйтесь!

Обеспечение конкурентоспособности отечественного капитала - задача, охватывающая все отрасли экономики. Многое делается в этом направлении на транспорте. Наряду с такой крупной монополией, как Российские железные дороги, преимущества крупного масштаба начинает использовать морской транспорт, еще недавно в прямом и переносном смыслах едва державшийся на плаву. Лет 10 назад наши суда были вынуждены уходить под чужие флаги, чтобы выжить в условиях рынка. В морской транспортной отрасли не справиться в одиночку с новыми задачами. К примеру, "Газпром" практически исчерпал ресурс трубопроводной транспортировки газа
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Еще в 80-е годы советские экономисты изобрели новый термин - "крупномасштабная экономика", характеризующий одну из основополагающих черт сложнейшей хозяйственной системы, созданной во второй половине прошлого века. У этой крупномасштабности были свои плюсы и минусы. Иной раз за "громадьем планов" терялись возможности маневра, использования потенциала малых и средних предприятий, производивших, как правило, продукцию для повседневных человеческих нужд.

За полтора без малого десятилетия российская экономика стала качественно иной: появилась рыночная институциональная среда, подросли крупные корпорации, прежде всего в сырьевом секторе, металлургии. Примета времени - применение крупного капитала в сфере услуг, скажем, появились масштабные ритейловые сети, охватывающие города-миллионники. Хуже дела в обрабатывающей промышленности, хотя и здесь статистика, начиная с рубежа 2000-х годов, фиксировала пока не слишком уверенный, но все-таки рост. (Хотя нередко он возникал не в силу полнокровного промышленного производства, а просто считался от нулевой или минусовой базы.)

Одной из причин печального положения дел было то, что крупные промышленные предприятия, лежавшие на боку и перебивавшиеся доходами от сдачи в аренду заводских цехов под торговые склады, пытались спастись поодиночке, кустарными способами, и не использовали "хорошо забытое старое" - эффект крупномасштабности.

Яркий пример - авиастроение, всегда бывшее гордостью отечественной промышленности, обладавшее современными, постоянно обновляющимися технологиями, устойчивым рынком сбыта. С началом радикальных экономических реформ не стало заказов, привилегированная отрасль отчаянно боролась за выживание. Сегодня авиапром потихоньку начинает дышать. И "раскрутиться" этой реальной "точке роста" российской экономики поможет использование ресурса объединения усилий. В новых условиях конкуренция между авиастроительными компаниями оказывается контрпродуктивной, если не взаимоуничтожающей. Поэтому несколько лет назад возникла идея объединения крупнейших авиационных фирм в корпорацию.

Объединенная авиастроительная компания (ОАК), в состав которой войдут все российские производители авиатехники, будет создана не позднее 31 декабря 2006 года. Надо признать, что новорожденной ОАК предстоит пережить непростой период выстраивания отношений между своими составными частями. Но у нее есть и конкурентное преимущество - тот самый эффект крупномасштабности.

Обеспечение конкурентоспособности отечественного капитала - задача, охватывающая все отрасли экономики. Многое делается в этом направлении на транспорте. Наряду с такой крупной монополией, как Российские железные дороги, преимущества крупного масштаба начинает использовать морской транспорт, еще недавно в прямом и переносном смыслах едва державшийся на плаву. Лет 10 назад наши суда были вынуждены уходить под чужие флаги, чтобы выжить в условиях рынка. В морской транспортной отрасли не справиться в одиночку с новыми задачами. К примеру, "Газпром" практически исчерпал ресурс трубопроводной транспортировки газа, чтобы выйти на новые рынки, нужны дорогостоящие спецсуда для перевозки сжиженного газа, что не под силу отдельно взятой компании, будь то Совкомфлот, Приморское пароходство и т.д. Та же ситуация с освоением разведанных запасов нефти и газа в Арктике, откуда транспортировка возможна только по морю, но не по трубе.

Формирование крупных рыночных игроков на месте нескольких мелких или средних - общемировая тенденция. В частности, это просматривается в страховом бизнесе и в финансово-кредитной сфере. Можно предположить, что та же ОАК или укрупнение морских транспортных компаний - провозвестники развития этих тенденций и на российской почве.

России осталось совсем немного, чтобы выбраться на тот уровень экономического роста, с которого начался спад 90-х годов. Крупномасштабная экономика сможет и дальше работать на страну, на модернизацию ее хозяйства.

Николай Рыжков, член Совета Федерации РФ, председатель Совета министров СССР (1985-1990гг.)
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...