Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Посланцы "вертикали"

Можно по-разному оценивать успех миссии полномочных представителей. Например, "вмененная" им президентом обязанность разрабатывать программы "социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа" выполнялась не слишком блестяще. Впрочем, полномочные представители оказались прежде всего политическими комиссарами. И добились они главным образом именно политического результата: губернаторы и президенты национальных республик стали выстраивать свое поведение как минимум с оглядкой на федеральную власть. Но это был единственный реальный позитивный итог деятельности полпредов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Пять лет прошло с момента подписания президентского указа о разделении страны на семь федеральных округов и создании института полномочных представителей президента. Именно тогда - в мае 2000 года - впервые зазвучали слова о необходимости "усиления вертикали государственной власти".

Эта набившая оскомину формула, в сущности, очень точно передает суть начавшихся нововведений. Вступившему в должность президенту надо было радикально перестроить отношения с региональными "баронами", что-то сделать с их де-факто уже сложившейся независимостью - и от центральной власти, и, в ряде случаев, даже от населения. Обобщенно говоря, Путину нужна была реальная власть и ее посланцы и проводники - полпреды.

Можно по-разному оценивать успех миссии полномочных представителей. Например, "вмененная" им президентом обязанность разрабатывать программы "социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа" выполнялась не слишком блестяще. Впрочем, полномочные представители оказались прежде всего политическими комиссарами. И добились они главным образом именно политического результата: губернаторы и президенты национальных республик стали выстраивать свое поведение как минимум с оглядкой на федеральную власть. Но это был единственный реальный позитивный итог деятельности полпредов. Можно было бы даже констатировать, что на этом их миссия - политическая и административная - исчерпала себя.

Фактически после того, как была изменена система губернаторских выборов и начались процессы укрупнения регионов, институт полпредов вообще стал ненужным. Сейчас он, в полном соответствии с логикой деградации бюрократических структур, превращается в своего рода кадровый отстойник, обеспечивающий работой снятых с высоких должностей чиновников или военных.

Больше того, институт полпредов противоречит логике последних решений. В процессе объединения регионов ключевую роль будут играть сильные, толковые, харизматические губернаторы, а не полпреды. А сильным, толковым и харизматическим надсмотрщики, смотрящие, "дядьки" не нужны. Больше того, в укрупнении регионов все-таки главное - экономическая логика. А полпреды, как показал опыт пяти лет, оказались как-то в стороне от экономики...

Другое дело, что процедура представления кандидатов на пост губернатора предполагает активное участие комиссаров из Кремля, которые железной рукой должны проводить "линию Москвы". И в этом смысле полномочным представителям, к тому же структурно приписанным к администрации президента, фактически нашли новую работу. И она снова политическая, чтобы не сказать - аппаратная.

Получается, что в такой специфической политической конструкции, как российская, полпреды пока нужны. Иначе процесс "вертикализации" власти, по крайней мере в том виде, в каком он представляется целесообразным за зубчатой Кремлевской стеной, остановится. Но вполне очевидно и то, что в нормальной демократической системе полпреды, что называется, "не жильцы". Они не нужны там, где властные отношения строятся не по вертикали, а по горизонтали.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...