Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дело частника - дело народа

По части изобретательности в деле современного негосударственного музейного строительства жители небольших российских городов дадут фору матушке Москве. Находчивый житель Переславля-Залесского открыл Музей утюга. В переславской деревушке Талицы стараниями частных лиц собрана коллекция паровозов и дрезин прошлого века. В старинном городе Угличе один мудрый адвокат открыл весьма поучительную частную экспозицию под названием "Запретная зона" с тюремной камерой, восковыми фигурами сидельцев, продуктами, составляющими суточный рацион заключенных, и прочими материальными приметами их жизни
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
По числу частных музеев бодро шагающая российская провинция, похоже, обогнала первопрестольную. Столичные коллекционеры жалуются, что частную музейную инициативу на корню душит чиновник, вечно желающий руководить процессом. Чиновники уверяют: "частники" отпущены в свободный полет, а городским властям дай бог разобраться хотя бы с госмузеями.

По части изобретательности в деле современного негосударственного музейного строительства жители небольших российских городов дадут фору матушке Москве. Находчивый житель Переславля-Залесского открыл Музей утюга. В переславской деревушке Талицы стараниями частных лиц собрана коллекция паровозов и дрезин прошлого века. В старинном городе Угличе один мудрый адвокат открыл весьма поучительную частную экспозицию под названием "Запретная зона" с тюремной камерой, восковыми фигурами сидельцев, продуктами, составляющими суточный рацион заключенных, и прочими материальными приметами их жизни.

А чем отличилась Москва? Ну есть в столице негосударственные музеи: кошки, старинных автомобилей и мотоциклов, уникальных кукол, меценатов и благотворителей. Если поискать, обнаружится еще пара-тройка. Негусто для 10-миллионного мегаполиса. Тем более если сравнить с добрыми старыми временами, началом прошлого века, когда Москва сама без участия госчиновника строила свою культурную политику, когда почти все ее музеи, театры, больницы существовали на частные, добровольно пожертвованные деньги. Копни историю любого крупного столичного музея, и тут же обнаружишь, что его собрание состоит из коллекций, созданных по частной инициативе (см. Досье).

У новых музейных частников - традиционно непростые отношения с властью. К примеру, четыре года назад шесть негосударственных музеев со столичной пропиской объявили настоящую войну подготовленному в городской думе законопроекту "О музейном фонде и музеях города Москвы". Для сопротивления они даже объединились в "Союз негосударственных музеев России". (Забегая вперед, скажем, что их труд не пропал даром. Вредный, по мнению частника, закон, предлагавший лицензировать негосударственные музеи и учредить новую чиновничью структуру, что-то вроде городской музейной управы, контролирующей все музеи, чтобы положить конец музейному нэпу и поставить распоясавшиеся музеи в рамки, понятные бюрократам, - в итоге так и не был принят.) В открытых письмах к общественности Дмитрий Ломаков, координатор нового Союза и учредитель первого в Москве частного музея нового времени - "Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов", высказывался эмоционально и определенно: государство должно молиться на частных музейщиков, снимающих с него часть ноши по воспитанию народа и сохранению культурных ценностей, а не душить их налогами и поборами, а тем более ими управлять, инвентаризировать и проверять. Частные музеи, утверждал он, это частное дело народа, между народом и музеем никого не должно быть, потому как чиновник все извратит, выхолостит и распнет коллекционера на кресте проверок, условий лицензирования и никому не нужной отчетности. ("С другой стороны, чтобы негосударственному музею получить льготы по земельному налогу или налогу на собственность, ему нужно обрести официальный статус учреждения культуры и подчиниться каким-то общим для музеев правилам, - говорит депутат Евгений Бунимович, курирующий в Московской думе вопросы культуры и образования. - И как быть, если частник не желает лицензироваться?")

Четыре года назад собиратель автомотостарины Ломаков предупреждал, что станет с частными музеями, если ими все же попытаются управлять: "Экспонаты сначала спрячут, потом часть их распродадут, некоторые оставят для личного любования и пользования, а большая часть потихоньку уйдет за рубеж". К счастью, все утряслось. Правда, до признания необходимости серьезно поощрять граждан, не жалеющих усилий и денег для сохранения культурных ценностей, власти еще не дошли. Хотя люди, готовые вкладывать свои капиталы в культуру, уже имеются.

Тому же музею старинных автомобилей помогают несколько западных и российских фирм. До сих пор бесплатному для посетителей Музею уникальных кукол на Малой Дмитровке частные жертвователи тоже оказывают материальную помощь (деньги, чтобы оплатить аренду помещения в центре Москвы, здесь берут только за экскурсии, их не всегда хватает, и, по выражению сотрудников музея, приходится крутиться).

Что же касается невмешательства столичных чиновников от культуры в дела частных музейщиков, то эта цель, похоже, почти достигнута. Во всяком случае, в Комитете по культуре правительства Москвы "Известиям" не смогли назвать даже точного числа столичных частных музеев.

- У нас нет полномочий на их регистрацию, этим занимается Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Мы их даже не фиксируем, - пояснили нам в музейном отделе комитета.

Желающие предложить городу свои идеи иногда все же сюда забредают. В основном, в поисках жилплощади под свои коллекции. Но заполучить эту самую недвижимость под частный музей удается редким счастливчикам. Вот, например, недавно мэр Лужков подписал распоряжение о передаче в бессрочное пользование репатрианту из Америки, художнику и коллекционеру Михаилу Сморчевскому 128 метров во флигеле на Поварской ("Известия" писали об этом 14.03.2005). Убеждать столичные власти превратить пустующее помещение на втором этаже флигеля (сам коллекционер живет ниже) в первый в России музей современного американского искусства Михаилу Сморчевскому пришлось совсем недолго - всего-то два года.

История несостоявшегося музея искусствоведа и литератора Нины Молевой и ее мужа, художника Элия Белютина, началась еще в прошлом веке. В их старой московской квартире в центре Москвы вместе с хозяевами обитает потрясающая коллекция западноевропейского искусства ХV-ХVII веков, которую собирали несколько поколений их предков - полотна Эль Греко, Пуссена, Йорданса, Тициана... Эксперты французского аукционного дома "Отель Друо" определили их стоимость - исходя из стартовых аукционных цен - в $ 400 млн. Много лет супруги хотят открыть свою коллекцию людям, превратив в частный музей. И завещать городу, в котором прожили жизнь. Они готовы содержать музей сами и просят только об одном - для открытия музея нужно отремонтировать их квартиру и восстановить межэтажные перекрытия (они раскурочены с тех пор, как в смутную пору начала 90-х в их квартиру пытались проникнуть сверху неизвестные люди в камуфляже). Чтобы спасти их квартиру, в которой в любой момент могут рухнуть потолки, необходим проект восстановления сразу двух квартир - их и давно уже необитаемой верхней (проект давно уже подготовлен институтом "Спецпроектреставрация"). Все уперлось в несчастные 70 квадратных метров.

- Если нам дадут возможность хотя бы арендовать верхнюю квартиру на 10 лет, мы сами сделаем ремонт, откроем музей и сразу же завещаем коллекцию городу, - говорит Нина Молева.

Главное условие супругов - чтобы их собрание хранилось и экспонировалось целиком. Ничего, кстати, удивительного - Сергей Щукин, основатель известного в Москве частного художественного музея (см. Досье), когда примерно лет сто назад надумал завещать свою коллекцию городу, опасался в точности того же. "Я не хочу, - говорил Сергей Иванович, - чтобы мои картины спрятали где-нибудь в подвале и вытаскивали оттуда поодиночке или продавали".

Ответа на свои предложения Нина Молева и Элий Белютин за 12 лет пока так и не дождались.

Самые известные частные музеи дореволюционной Москвы

Московская городская художественная галерея братьев Петра и Сергея Третьяковых (Лаврушинский переулок, 12) начиналась в 1856 году как частный музей. В 1874-1881 гг. его открыли для бесплатных посещений, а в 1892 году художественная коллекция была передана в дар Москве.

Галерея Ивана Морозова (Пречистенка, 21). Представитель могучего купеческого клана сначала просто коллекционировал картины русских и иностранных художников, в том числе французских импрессионистов, но в 1905 году решил перестроить собственный дом на Пречистенке, превратив первый этаж в выставочные залы. В 1917 году Ивана Абрамовича волновало больше всего не будущее родительского детища - Тверской мануфактуры, а его частный музей, который могли уничтожить в горячке революционных событий. Коллекцию не уничтожили, а всего лишь национализировали.

Частный музей (Музей русских древностей) Петра Щукина (Малая Грузинская ул., 15). Представитель прославленной московской купеческой семьи собирал в основном церковные древности и произведения русского прикладного искусства. Одним из первых предметов стал по случаю купленный Щукиным на Нижегородской ярмарке старинный серебряный ковш, в 1761 году пожалованный императрицей Елизаветой Петровной яицкому атаману Федору Бородину. Решив разместить коллекцию в особом музее, Петр Щукин купил кусок земли на Малой Грузинской, построил на ней дом в стиле старой русской архитектуры и в 1896 году открыл в нем музей. В 1905 году по завещанию владельца коллекция, насчитывающая к тому моменту 23 911 номеров, была подарена Историческому музею, хотя и после этого Щукин оставался хранителем музея, продолжал нести все расходы и платить зарплату служащим. В 1912 году Щукин умер, после революции его коллекцию перевели в Исторический музей, а в здании на Малой Грузинской разместился Государственный биологический музей им. Тимирязева.

Музей новой западной живописи Сергея Щукина (Большой Знаменский пер., 8). Брат уже упомянутого Петра Щукина коллекционировал новую западную живопись, главным образом французских импрессионистов. В 1908 году его собрание насчитывало 256 картин. В 1909-м хозяин дома в Большом Знаменском переулке открыл двери для посетителей: каждое воскресенье в 10 часов утра Сергей Иванович лично встречал их и проводил экскурсию. После революции дом Щукина был превращен в Музей современного искусства (декрет о переходе коллекции в собственность государства подписал лично Ленин). Хотя Щукину предложили стать хранителем музея и даже разрешили проживать в находившейся при кухне комнате для прислуги, в 1919 году он покинул Россию.

Частная коллекция (антисанитарная) доктора М.И. Поняловского (4-я Мещанская ул., 19, кв. 7). Трудно представить, что вкладывали век назад в понятие "антисанитарная коллекция". Известно лишь, что в своей квартире доктор Поняловский демонстрировал пищевые продукты "с животными, растительными и минеральными примесями", а осмотреть их можно было с разрешения владельца.

Самые известные частные музеи столицы
Музей автомотостарины

40 лет семья москвичей Ломаковых собирала уникальную коллекцию - более 120 (!) исторических автомобилей и мотоциклов. Среди раритетов коллекции - мотоцикл "Пежо" 1914 года выпуска (оставленный французским экспедиционным корпусом в Архангельске во время интервенции в 1918 году), "Чайка" ГАЗ-13 1977 г. (подаренная патриарху всея Руси Пимену генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым), единственный зеленый (еще в родной краске!) "ЗиС-110" 1949 года (подаренный Иосифом Сталиным патриарху всея Руси Алексию I "В благодарность Русской православной церкви за помощь государству в Великой Отечественной войне") и многие другие экспонаты. Автомобили из коллекции снимались более чем в 90 кинофильмах: "Вариант "Омега", "Мы из джаза!", "Операция "Кооперация", "Бархатный сезон"и другие.

ул. Краснодарская, вл. 58

Музей кукол


В двух небольших комнатах можно увидеть две с половиной тысячи кукол XVII-XX веков - начиная от восковых кукол пушкинских времен до кукол, сделанных современными кутюрье - Зайцевым, Юдашкиным, Андреем Бартеневым и Катей Филипповой. В отличие от западных кукол, хранимых в музеях как национальное достояние, российские куклы раннего периода были почти полностью уничтожены указом Наркомпроса "за излишнюю буржуазность", а выпускающая их фабрика "Кочетков и Журавлев" - закрыта. По слухам, горячее участие в судьбе экспозиции уникальных кукол принимает супруга замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова, который сам является одним из известнейших в мире коллекционеров кукол (в самом музее нам эту информацию не подтвердили, однако и не опровергли). Во всяком случае, музей можно назвать чисто меценатским - вход в него бесплатный.

ул. Малая Дмитровка, 9

Музей российских меценатов и благотворителей


Музей, созданный потомками старинных купеческих фамилий (под его крышей на улице Донской собраны портреты, личные вещи, документы, награды известных московских промышленников, банкиров, купцов XVIII-XIХ веков - Морозовых, Рябушинских, Прохоровых, Алексеевых, Смирновых и др.), уже 13 лет существует заботами предпринимателей нынешних. Поначалу за коммунальные услуги и аренду 260 музейных метров (по словам хранителя музея Льва Краснопевцева, это полмиллиона рублей в год) с городом расплачивался создатель школы бизнеса для молодежи - предприниматель Александр Паникин. Потом, когда его не стало, счета музея начал оплачивать глава фирмы «Боско ди Чильеджи» Михаил Куснирович. Хотя, даже несмотря на эту помощь, общедоступный и бесплатный музей имеет сегодня огромные долги.

ул. Донская, 9

Музей мамонта


Первый в Москве частный палеонтологический музей открылся полгода назад на ВВЦ. Его создатель - Федор Шидловский, путешественник, коллекционирующий останки вымерших крупных животных плейстоцена, а также бизнесмен, специализирующийся на косторезном промысле. Экспонаты музея-театра - побочный результат его экспедиций в Якутию за слоновой костью. Гордость музея - чучело мамонта, сделанное из натурального мамонтового черепа с бивнями и шерсти беловежского зубра. К нему Шидловский испытывает особенно теплые чувства - именно благодаря обаянию доисторического «слонопотама» музей вообще состоялся. Выставленный на прошлогодней туристической выставке в Гостином Дворе, мамонт привлек внимание Юрия Лужкова, который решил, что без него столице не обойтись, и повелел найти место для демонстрации. На следующий день музей-театр «Ледниковый период» получил прописку на ВВЦ. Правда, с этого момента музей формально утратил частный характер и стал называться «новым проектом Комитета по туризму города Москвы». Но это, в конце концов, небольшая плата за шанс появиться на свет.

ВВЦ. Второй этаж 71-го павильона

Музей коньяка

Крупнейшая в Европе коллекция коньяка разместилась в самом центре Москвы - в клубе-ресторане «Доля ангелов», в шкафу-витрине из старого дуба и служит главным украшением самого клуба. Благородными напитками не ниже XO представлены 120 коньячных домов Франции. В коллекции музея попадаются редчайшие образцы коньяка - такие, как Heritage Marie Damaine/Millestine 1806 года, Lheraud 1820 года или AE Dor 1924 года. Главной особенностью коньячного музея является то, что редчайшие марки благородного напитка можно не только рассматривать, но еще и пробовать. Особое внимание стоит обратить на коллекцию Courvoisier Collection Erte из 8 графинов, создателем которой стал знаменитый художник Эрте: Hennessy Timeless и Frapin Rablais Inedit в роскошном золоченом графине в виде круглых настольных часов. 25 граммов этого напитка стоят 946 у.е.

Курсовой переулок д. 8/2
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...