Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Алексей Улюкаев: "Базовая инфляция у нас пошла вниз, а общий индекс потребительских цен - вверх"

Если посмотреть на то, что происходит сейчас, когда, по выражению некоторых политических деятелей, инфляция вышла из-под контроля, то мы увидим, что действительно индекс потребительских цен в полтора раза выше, чем в прошлом году за тот же период. По базовой инфляции такой же, а по непродовольственным товарам - в полтора раза ниже. По непродовольственным товарам сейчас у нас в месяц инфляция 0,4 процента. Практически она такая же как в Штатах. Если сейчас мы собираемся очень серьезно монетарными методами бороться с инфляцией, мы можем получить ситуацию, когда эти ножницы у нас разойдутся
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В среду, 27 апреля в 11.00, в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция первого заместителя председателя Центрального банка России УЛЮКАЕВА Алексея Валентиновича на тему: "Денежная политика и ее последствия. Как остановить рост инфляции".

Публикуем основные фрагменты этой пресс-конференции.

Макроэкономическая стабильность -  это самое серьезное достижение последних пяти лет. Любые оценки нашего инвестиционного климата, рейтинги, прежде всего, основаны на оценках макроэкономической ситуации как стабильной. На инфляцию можно смотреть с точки зрения нескольких измерителей. Мы всегда говорим об инфляции с точки зрения индекса потребительских цен. На самом деле это одно из ее преломлений, потому что при этом мы сразу отбрасываем в сторону большой круг: инвестиционные товары, недвижимость, акции. Если, например, посмотреть на американскую экономику последних лет, мы увидим, что инфляция потребительских цен там была невысока, а вот инфляция, измеренная по недвижимости и по рынку капитала, оказывается очень высокой. Аналитики очень любят тот показатель, который им удобен. В свое время был взят потребительский индекс цен потому, что он очищен от разных посторонних веяний. Но он не идеален. Поэтому международные финансовые организации используют так называемую базовую инфляцию, когда продолжают очищать индекс потребительских цен от административно регулируемых цен, от избыточно сезонных и цен на непродовольственные товары. Чем больше мы очищаем индекс потребительских цен, тем ближе приближаемся к денежной политике.

Если посмотреть на то, что происходит сейчас, когда, по выражению некоторых политических деятелей, инфляция вышла из-под контроля, то мы увидим, что действительно индекс потребительских цен в полтора раза выше, чем в прошлом году за тот же период. По базовой инфляции такой же, а по непродовольственным товарам - в полтора раза ниже. По непродовольственным товарам сейчас у нас в месяц инфляция 0,4 процента. Практически она такая же как в Штатах. Если сейчас мы собираемся очень серьезно монетарными методами бороться с инфляцией, мы можем получить ситуацию, когда эти ножницы у нас разойдутся еще больше. По непродовольственным товарам она будет как в развитых странах, а по услугам и тарифам - совсем другая. По индексу потребительских цен инфляция снижалась устойчиво с 2000 по 2004 год: снижение было и три, и два процента. Но если посмотреть, что происходило в это время с базовой инфляцией, то мы увидим, что она почти не изменялась, а в отдельные годы (2003) был даже ее незначительный всплеск. Это означает только одно, что успехи в борьбе с инфляцией в основном объяснялись тем, что составляющая, связанная с тарифами естественных монополий, некоторым административным ресурсом, который в то время использовался, держалась под большим контролем, чем в последующие годы. Если мы увидим, что происходит сейчас, мы обнаружим, что у нас базовая инфляция, начиная с конца 2004 года - начала этого, пошла вниз. А общий индекс потребительских цен пошел вверх. Это произошло потому, что услуги и тарифы, отчасти по соображениям экономической политики, а отчасти из-за недостаточной управляемости, резко увеличились. И сейчас мы видим, что по непродовольственным товарам у нас ситуация гораздо лучше, чем в прошлом году, а по услугам - темпы роста в два-два с половиной раза выше. Сейчас вклад в инфляцию тарифов и услуг становится гораздо выше.

Неправильно сказать, что бюджетная политика в последние годы была ослаблена. С точки зрения доли непроцентных расходов ВВП, она даже стала лучше в 2004 году, чем в 2003-м, но произошло ухудшение, с точки зрения графика расходования средств. В прошлом году мы очень много "впрыснули" в четвертом квартале (больше 30% годовых бюджетных расходов), отсюда январский скачок цен, от которого мы уже начали отвыкать.

Что можно ожидать в этом году

Торговые условия - условия нашего экспорта -опять рекордно хорошие. Они значительно лучше, чем в прошлом году. Отсюда положительное сальдо торгового баланса будет больше, в целом по платежному балансу сальдо будет больше. По нашему прогнозу, отток капитала будет заметно меньше, чем он был в прошлом году, на уровне трех миллиардов долларов в год. Соответственно с этим у нас рекордный рост резервов, но при этом рост денежного предложения ниже, чем это было в 2004 году. Темпы роста денежной массы и денежной базы — в пределах до 30 процентов. Это связано с тем, что работает стабилизационный фонд. По прогнозам Минфина, к концу года его величина составит один триллион 400 миллиардов рублей.

Прогноз инфляции на текущий год - 8,5 процента по индексу потребительских цен - мы официально не меняем. Мы исходим из того, что очень высока вероятность того, что мы выйдем на наш прогноз по базовой инфляции (8  - 8,2%). Все остальное будет зависеть от того, что произойдет у нас с тарифами на услуги, связь, ЖКХ, транспорт и что произойдет с сезонными ценами на плодоовощную продукцию и продукцию сельского хозяйства. Практически этого достигнуть достаточно трудно.

По поводу среднесрочной перспективы

На инфляцию будет влиять следующий набор факторов: 1) тарифная политика, которая зависит от того, как мы видим регулирование или дерегулирование цен в области естественны монополий. Это решение политическое, в зависимости от него могут быть разные сценарии и графики инфляции; 2) налоговая политика - при прочих равных условиях снижение налогового бремени полезно, с точки зрения среднесрочного контроля над инфляцией; 3) таможенная политика; 4) бюджетная политика, при которой существуют две базовые вещ - максимальная равномерность расходования бюджетных средств по кварталам и по месяцам без всплесков в конце года и сохранение за стабилизационным фондом функции самого мощного из возможных и автоматически работающего стерилизатора избыточных денег. При условии отслеживания и реализации этих факторов до 2008 года, нам вполне под силу будет уложиться в тот график снижения инфляции, который разработан Минфином и рассмотрен правительством.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...