Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Утомленная Клио

Муза истории Клио печалится о нашем юношестве. Не знают они толком ни своего, ни чужого прошлого, путают все на свете. Закаленная многоопытная Клио не будет горевать из-за каких-то мелочей. Ей, как никому, известно, что Россия страна с непредсказуемым прошлым, где, например, вчерашнее олицетворение вселенского зла и разрушения Г. Распутин сегодня объявляется чуть ли не святым, достойным канонизации. И не такое бывало на ее веку. Подлинная причина, от которой муза горюет и буквально усыхает на глазах
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Муза истории Клио печалится о нашем юношестве. Не знают они толком ни своего, ни чужого прошлого, путают все на свете. Закаленная многоопытная Клио не будет горевать из-за каких-то мелочей. Ей, как никому, известно, что Россия страна с непредсказуемым прошлым, где, например, вчерашнее олицетворение вселенского зла и разрушения Г. Распутин сегодня объявляется чуть ли не святым, достойным канонизации. И не такое бывало на ее веку.

Подлинная причина, от которой муза горюет и буквально усыхает на глазах, заключена в страшном и убийственном для нее слове концентры. Для непосвященных в тайны преподавания истории объясняю. Это такая система обучения, когда дети всего за пять лет (с пятого по девятый класс включительно) должны изучить всю (!) отечественную и мировую историю: от Адама и до Потсдама, от обезьяны до последнего гаранта Конституции. А затем на новом концентре (10-11 классы) углубить ранее полученные знания, возвращаясь к ранее пройденному материалу. Очевидно, что скоростная пробежка галопом по Европам, рождающая лишь сумбур в головах детей (отсюда и перлы в ответах), не оставляет никаких иллюзий по поводу углублений в старшей школе. Во-первых, невозможно углубить то, чего нет: прочных знаний. А во-вторых, отсутствует общепринятая методология, позволяющая рассмотреть отечественную и всемирную историю в едином философском ключе. В самом деле, под каким углом зрения, с позиции каких подходов углублять представления юношества о ходе истории.

Цивилизационный подход сегодня конкурирует с культурологическим. А может быть, не долго думая, вернуться к испытанной марксистской схеме общественно-экономических формаций или, не ведая сомнений, не отходя от кассы (от учительского стола), начать готовить пассионариев по схемам Л.Н. Гумилева? Одним словом, учительство вконец запуталось само и тянет в этот омут детей, профанируя процесс постижения истории. Каких только фокусов не насмотрелся я на так называемом втором концентре обучения. Не ведая сомнений, легко и изящно сравнивают Гитлера с Наполеоном, проводят поверхностные параллели между Тильзитским миром и мюнхенским сговором. Грустно и стыдно.

Но не будем спешить обвинять педагогов. Их, как принято сегодня выражаться, подставили те, кто в третий раз наступил на те же грабли. Наступание на те же грабли - наша излюбленная затея, вторая после прыжков через горящие помещичьи усадьбы. Дело в том, что впервые концентрическое изучение истории было введено в России еще в 1884 году. Министерству просвещения царской России хватило трех лет, чтобы, разобравшись, отказаться от этого во всех отношениях ущербного подхода. Во второй раз мы доблестно сели на того же дохлого конька в середине шестидесятых годов прошлого века, объявив аж о трех концентрах с четвертого по десятый класс. Любопытный пример. Учебники истории всех трех ступеней обучения повествовали тогда о помещице-крепостнице Салтычихе, издевавшейся над крестьянами. Количество ее жертв возрастало от учебника к учебнику: чем старше класс, тем больше зверств. И ни в одном пособии не было сказано, что суд признал ее невменяемой и лишил всех прав состояния. Суть такого классового углубления по тем временам было очевидна.

Наконец, в третий раз мы въехали в ту же колею в начале девяностых годов. И катимся по ней по сей день. Кому это нужно? Тем, кто бесповоротно решил, что общедоступным и обязательным будет лишь девятилетнее образование. Отсюда стремление упаковать в девятилетнюю основную школу основы всех наук в максимально упрощенном облегченном варианте. История - не исключение. Сегодня исподволь на концентры переводят химию, физику и далее по списку.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...