Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Барьер как трамплин

В ходе эксперимента выясняется, что режиссеру не так уж сложно создать нечто шедевральное, когда он загнан в технологические рамки, вроде тех, что строить декорации запрещено, а длина монтажного плана не должна превышать 12 кадров. Однако там, где дело касается абстрактных понятий: ответить на вопрос "Почему совершенная женщина ложится именно так?" или дать зрителю почувствовать присутствие чего-то ужасного, не показав его, возникают проблемы, которые легче обойти, нежели решить
0
В "5 препятствиях" Ларс фон Триер коварно искушает своего учителя Йоргена Лета, нов финале признает поражение
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Маститый датский документалист Йорген Лет вот уже 2 года преодолевает препоны, хитроумно расставленные его всемирно известным соотечественником Ларсом фон Триером. Началось все на позапрошлом Венецианском фестивале, потом были Торонто, Роттердам и даже выдвижение на "оскаровскую" номинацию. Теперь "5 препятствий" добрались до России.

"Вот маленькая жемчужина, которую мы сейчас загубим", - в 21-й раз пересматривая документальную короткометражку Йоргена Лета "Совершенный человек", ехидно произносит Ларс фон Триер и заставляет пожилого коллегу и бывшего учителя 5 раз переснимать собственный фильм, а зрителя смотреть подряд 5 римейков. Причем фон Триер каждый раз придумывает условия съемки, навязывая Лету правила игры.

В ходе эксперимента выясняется, что режиссеру не так уж сложно создать нечто шедевральное, когда он загнан в технологические рамки, вроде тех, что строить декорации запрещено, а длина монтажного плана не должна превышать 12 кадров (полсекунды). Однако там, где дело касается абстрактных понятий: ответить на вопрос "Почему совершенная женщина ложится именно так?" или дать зрителю почувствовать присутствие чего-то ужасного, не показав его, возникают проблемы, которые легче обойти, нежели решить. И пусть Ларс фон Триер, просмотрев отснятое, хмурит брови и угрожает расправой - чтобы ловко избежать ловушки, нужно не меньше находчивости и сноровки, чем чтобы из нее выбраться.

"5 препятствий" скорее уместны в университетской аудитории, нежели в киноплексе. И дело не только в том, что каждую из 5 короткометражек стоит разглядывать с чувством, с толком и, возможно, не по одному разу, но и в той идее, которую несет творение Ларса фон Триера и Йоргена Лета: ограничения не преграда творчеству. Если, конечно, ты настолько талантлив, чтобы вдохновляться даже от расставленных препятствий. Любой барьер может стать трамплином, а вот полная свобода действий оборачивается сложнейшим испытанием. Так что хватит проклинать цензуру - она по крайней мере не оставляет творца наедине с чистым листом бумаги.

Ларс фон Триер уморителен в роли маленького негодяя, который старается подставить ножку пожилому красавцу Лету, а потом расписывается в собственной беспомощности. Но если его коварство не вызовет у вас улыбку, а вариации Йоргена Лета на тему "Совершенного человека" - по меньшей мере уважение, повторите фразу, которую в финале каждой короткометражки произносит герой: "Сегодня я узнал нечто такое, в чем мне предстоит разобраться". И если по прошествии времени вы поймете, чего добивался Ларс фон Триер, расставляя "5 препятствий", значит создатель "Догвилля" - грандиозный экспериментатор. А если придете к мысли, что без особых на то причин приняли дружеский междусобойчик за новый шаг в развитии кинематографа, то режиссер "Идиотов" - великий мошенник. И то, и другое недалеко от истины.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...