Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Нам интересно, как видят Россию не только в Москве и Петербурге, но и на Дальнем Востоке"

"У нас много программ, они объединены желанием поддержать творческих людей в сфере культуры и образования. Люди должны понимать современную действительность и находить новые управленческие решения. Это инвестиции в человеческий ресурс. Мы поддерживаем проекты, которые даже в случае хорошего финансирования культуры оказываются за гранью возможностей, проекты экспериментальные. В стране должно быть некое поле для эксперимента, в области художественных технологий в частности"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Благотворительный фонд Владимира Потанина подводит итоги конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" - победители будут названы на следующей неделе. О конкурсе исполнительный директор Фонда Владимира Потанина Наталья Самойленко рассказала корреспонденту "Известий".

известия: Вы можете назвать очевидных лидеров конкурса?

Самойленко: С одной лишь оговоркой - что это еще не решение жюри, а шорт-лист. Очень сильный проект связан с Петербургом Достоевского - это аудиоэкскурсии с путеводителем и картой, дающей маршрут по местам героев романов на 1,5 часа. Другой симпатичный проект посвящен орхидеям, и откуда бы вы думали - из Иркутской области. На Байкале есть уникальное место, которое хотят превратить в заповедник для цивилизованного туризма, чтобы орхидеи не вытоптали туристы-дикари. Хороший проект из Волгограда "Уроки Леонардо" - это уроки естествознания в музее, интересная, живая связь науки с искусством. В этом году мощно выступили подмосковные музеи: чуть ли не четверть заявок - из Подмосковья. Очень интересными оказались проекты "Земский врач Чехов" и "Чайковский - денди русской музыки". Многих очаровал проект из Звенигорода "Русская Швейцария" - попытка сравнить русскую провинцию и аналогичные места в Швейцарии, которые в XIX веке жили так же, как тогдашний Звенигород. Сейчас существует несколько моделей развития Звенигорода: он превратится в "Лас-Вегас" с игорным бизнесом или подчинится дачникам, возможно еще что-то. Этот проект - попытка вступить в городскую дискуссию и дать свое видение будущего города на аналогиях со Швейцарией.

известия: А как с большими музеями, участвовавшими в конкурсе?

Самойленко: Всем экспертам хочется экзотических и трогательных историй, которые дает провинция. Тем не менее сильные позиции и у Третьяковской галереи, и у Кремля. В Третьяковке речь идет об отделе современного искусства на Крымском Валу. Аудитория на Крымском и в Лаврушинском отличается. Сейчас мы завершили социологическое обследование, которое показало, что аудитория, которая является потребителем современного искусства, принципиально иная и в смысле оценки наследия. Шишкин приелся посетителям новой Третьяковки, хотя их интересует не только современное искусство, но и иконопись. А люди, впервые приходящие в Лаврушинский, воспринимают лишь то, что им знакомо из школьных учебников.

известия: В нью-йоркском Музее Гуггенхайма готовится масштабная выставка "Россия!", показывающая русское искусство от иконы до инсталляции. Этот проект поддержал Фонд В. Потанина. Есть ли какая-либо связь с нынешним конкурсом?

Самойленко: В рамках нашей музейной программы мы объявили конкурс на визуальный образ России. Поскольку музеи разные, то имеются в виду не только художественные объекты. Нам интересно, как видят Россию не только в Москве и Петербурге, но и на Дальнем Востоке. Авторы трех наиболее интересных историй поедут на открытие выставки "Россия!". Думаю, для них это будет полезно и любопытно. Мы хотим сделать некую виртуальную историю, нам хочется, чтобы о российском музейном сообществе знали за рубежом.

известия: Зачем Владимир Потанин открыл Благотворительный фонд?

Самойленко: Чтобы жить в нормальной стране.

известия: Но страну ведь не изменят четверть миллиона, направленные вами в музеи...

Самойленко: Наша деятельность одним конкурсом не ограничивается. У нас много программ, они объединены желанием поддержать творческих людей в сфере культуры и образования. Люди должны понимать современную действительность и находить новые управленческие решения. Это инвестиции в человеческий ресурс. Мы поддерживаем проекты, которые даже в случае хорошего финансирования культуры оказываются за гранью возможностей, проекты экспериментальные. В стране должно быть некое поле для эксперимента, в области художественных технологий в частности.

известия: Каков бюджет Фонда?

Самойленко: Программы Благотворительного фонда Потанина (учитывая и те, что связаны с Эрмитажем) в прошлом году имели суммарный бюджет около 10 млн долларов. Это только на культуру и образование. Я не люблю все измерять цифрами, потому что потратить деньги ума не надо. Вопрос в том, с толком ли они расходуются, на что идут.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...