Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Все беды от полузнайства

В моем раннем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Стоило чуть повернуть трубку, как мгновенно менялся цветной узор из стеклышек. Часто реформирование образования, и не только в отечестве нашем, очень напоминает эту занимательную игру, где при каждом повороте событий меняется лишь комбинация одних и тех же стеклышек: знаний, умений, навыков, компетенций и т.д. Но когда у взрослых ответственных людей в качестве инструмента познания вместо телескопа с многократным увеличением оказывается в руках младенческий калейдоскоп....
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В моем раннем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Стоило чуть повернуть трубку, как мгновенно менялся цветной узор из стеклышек. Часто реформирование образования, и не только в отечестве нашем, очень напоминает эту занимательную игру, где при каждом повороте событий меняется лишь комбинация одних и тех же стеклышек: знаний, умений, навыков, компетенций и т.д. Но когда у взрослых ответственных людей в качестве инструмента познания вместо телескопа с многократным увеличением оказывается в руках младенческий калейдоскоп, то до беды недалеко. Сегодня повсеместно в моде строгий прагматический образовательный узор, в центре которого ось полезности, а по бокам симметрично расположены две абсолютно прямые линии: технический прогресс и конкурентоспособность. Предполагается, что по неэвклидовой геометрии все эти три параллельных вектора рано или поздно сойдутся в единой точке процветания. Отсюда почти маниакальная приверженность к так называемому хай-теку и брезгливое пренебрежение ко всему, что невозможно привязать к столбу полезности. Под этим углом зрения сегодня преимущественно рассматриваются приоритеты в отборе современного содержания образования, изменение структуры системы в целом и ее главная целевая направленность. Тем временем подземные толчки, свидетельствующие о глубоком кризисе современной цивилизации, учащаются. Пока это еще не цунами, но грозное предупреждение тем, кто по-прежнему пытается строить здание образования на легких экономичных сваях, обходясь без прочного фундамента культуры.

Весь опыт истории человечества свидетельствует о том, что при любых войнах, катастрофах и катаклизмах, какой бы безвыходной ни была ситуация, залогом неистребимости нации, государства, цивилизации было сохранение и приумножение культуры во всем ее богатстве. Так, разгромленные в боях греки в конечном итоге бескровно победили римлян, а те, в свою очередь, пав под нашествием варваров, сумели возродиться в романских племенах, воссоздавших Священную Римскую империю. Евреи, почти два тысячелетия не имевшие ни кола ни двора, спаслись только тем, что сохранили и пронесли через века свою культурную самобытность, а в конечном итоге восстановили утраченную бог знает когда государственность. Поляки, три столетия раздираемые на куски соседями, умудрялись разворачивать работу подпольных университетов даже во времена фашистской оккупации. Интересно, кто и как их финансировал? И почему тогда не ссылались на неблагоприятные для государства обстоятельства, не сокращали количество отведенных для обучения студентов мест? А когда в 1944 году горела обреченная на уничтожение, в том числе и нашим предательством, Варшава, они по канализационным каналам выводили, спасая от гибели, талантливых, подававших надежды молодых людей. Среди них - ныне всемирно известный кинорежиссер Анджей Вайда.

Гегель был прав, когда утверждал, что история никого и ничему не учит, но больно наказывает за неусвоенные уроки. Но неусвоенными они остаются прежде всего в результате неполноценного полуобразования, каковым оно долгие десятилетия действительно оставалось в отечестве нашем. Посему образование, разумеется, нуждается в поправке. Только вот рецепт излечения сегодня избран своеобразный, а инструмент - хирургический: сократить его еще на четверть. Но ведь не зря изречено: не хлебом единым жив человек. Только слепой не увидит, что главная проблема современного человека - его смысловая и ценностная дезориентация. Все иные беды материального и социального свойства - лишь производные от этой глубинной причины.
Комментарии
Прямой эфир