Попытка гражданской войны


Вчерашние лидеры оказались перед жестким выбором: либо возглавить мятеж, кидаться бутылками с зажигательной смесью и метать камни - либо сгинуть. Первое предпочтительнее, второе неизбежнее.
Мятеж, поднятый на юге, выдвинул на авансцену новых лидеров - не из традиционной оппозиции. Происходящее мало напоминает массовое общественное давление на власть, в беспорядках задействовано заведомое меньшинство. Но меньшинство чрезвычайно агрессивное.
Все "оранжевые" сценарии не сбылись. Оппозиция не просто проиграла выборы: она проиграла их с существенным отрывом. Слишком существенным, чтобы претендовать на ремейк киевской революции. Ее тезис о "массовых фальсификациях" не поддержан наблюдателями ОБСЕ. Перспективы судебного оспаривания результатов полностью исключены. Легальный путь к власти закрыт.
На улицы вышел классический люмпен-революционер, бессмысленный и беспощадный. Нынешние "революционеры" демонстрируют методы не Белграда и не Тбилиси. Скорее, Москвы 1993 года, но в преувеличенно экстремальном виде.
Разбудить такие страсти - не самое сложное дело. Обуздать их или направить в "политическое русло" сложнее. Но ни подлинно лидерских качеств, ни альтернативной стратегии инициаторы мятежа не обнаружили. Обиженные политики своих "восставших" удержать не способны. Неудивительно, что спровоцированная обидами и посулами толпа отбивает у власти не гражданские свободы, а уголовников из местных тюрем.
Ультиматум мятежниками и вправду предъявлен. Самый настоящий ультиматум, но никакому не президенту - гражданскому обществу.