Быть разными, быть собой


Но, как и все разделы Книги книг, "Мегиллат Эстер" помимо значения, лежащего на поверхности, несет в себе множество слоев глубинной мудрости. Вот лишь один пример. Когда злой Аман уговаривал царя отдать приказ об истреблении евреев, он привел такой довод: "Есть один народ, разбросанный и рассеянный по всем областям царства твоего; и законы их отличные от всех других народов, и законов царя они не выполняют". Царь ему поверил и повелел "поступить с этим народом, как угодно". А спустя всего несколько дней тот же царь велит уже противнику Амана, министру Мордехаю, подготовить указ, очищающий евреев от всех обвинений и позволяющий им убить "всех сильных в народе", кто попытается их уничтожить. Мудрецы нашего народа говорят, что в этом указе среди прочего были слова о "преданности сынов Израиля, возлюбивших все народы и отдающих дань уважения всем царям и министрам земли сей".
На первый взгляд "письмо Амана" и "письмо Мордехая" полностью противоречат друг другу. С одной стороны - "законы их отличные" и "законов царя они не выполняют". С другой - "преданность" и "дань уважения всем царям и министрам". Неужели евреи за несколько дней так переменились? Разумеется, нет.
Объяснение, лежащее на поверхности, здесь простое: Аман оклеветал евреев. Но не все так просто. Царь Ахашверош (Артаксеркс) предстает в Библии мудрым правителем. Почему же он сразу поверил своему министру?
Дело в том, что люди, даже самые умные, могут поверить клевете, если она маскируется в одежды правды. Аман сказал, что законы евреев "отличные от всех других народов" - и это действительно так! А затем он сказал: "и законов царя они не выполняют" - это была ложь, но очень похожая на правду. Ведь логика говорит - если кто-то живет по своим законам, он не может исполнять законов государства. Ну а если кто-то не исполняет законов государства - он преступник.
Если хотите - Аман был первым в истории ассимилятором. Ему удалось убедить царя в своей правоте потому, что его "правота" действительно выглядела очень правдоподобно. А как ответили на угрозу евреи? Они объявили пост и молитву, собрали детей и начали обучать их Торе - то есть как будто "назло" продемонстрировали свою особость! Наши мудрецы считают, что именно в этот момент Б-г "поменял жребии" (отсюда название праздника: "пурим" на еврейском языке означает "жребии") - поверг Амана, а иудеев возвысил.
А что значит в нашем случае "поменял жребии"? "Мегиллат Эстер" рассказывает, что Б-г отнял у царя сон и заставил его вспоминать о людях, которые доказали свою верность. И первым делом вспомнился иудей Мордехай, предупредивший о заговоре евнухов. Тут-то и понял царь, что иметь особый Закон - вовсе не значит не хранить верность государству и его законам.
Таким образом, Пурим напоминает нам о том, что евреи и каждый иной народ должны придерживаться своих традиций, своего Закона, и в то же время уважать других, подчиняться законам государственного и человеческого общежития. Если кто-то думает, что, отказавшись от своих корней, сумеет снискать уважение окружающих, - мне его просто жаль. Люди посмотрят на него и подумают: "Глядите, этот человек так легко отбросил то, во что сам верил и во что верили его предки! Для такого ничего не свято - разве можем мы на него положиться?"
Особенно это важно для такого многонационального и многоконфессионального государства, каким всегда была и всегда будет Россия. Именно осознание того, что все народы разные и каждый должен придерживаться своего Закона, помогало стране выживать в самых тяжелых испытаниях. А победа ассимиляторской линии в конце XIX - начале ХХ века (тогда были не только еврейские погромы - десяткам народов запрещали учить детей на родном языке!) стала одной из главных причин падения империи.
Искренне надеюсь, что сегодняшняя свободная Россия учла ошибки прошлого. Для нашей страны жизненно важно, чтобы каждый из живущих в ней народов чтил свои традиции, свою веру, свой Закон. Наша сила - в единении, а не в одинаковости.
Главный раввин России Берл Лазар