Лондонский суд решил не выдавать топ-менеджеров "ЮКОСа"
Слушания по существу дела об экстрадиции длились почти неделю. В пятницу неожиданно даже для адвокатов россиян судья вынес окончательное решение: отказать в экстрадиции в соответствии со статьей 81 Акта об экстрадиции 2003 года. Согласно этой статье человек не может быть экстрадирован из Великобритании, если в его стране ему может грозить преследование по расовому признаку, из-за религиозных убеждений, национальности, пола, сексуальной ориентации или политических убеждений.
По версии российской Генпрокуратуры, в 1997 году группа в составе зампредседателя правления ЗАО "Роспром", акционера "ЮКОСа" Владимира Дубова, начальника управления регионального бизнеса "Роспрома" Натальи Чернышевой, замдиректора СП РТТ Андрея Крайнова, а также других не установленных следствием лиц "похитила путем мошенничества бюджетные средства, выделенные для Волгоградской области под федеральную программу строительства жилья для военнослужащих". Именно такую оценку дало следствие схеме взаимозачетов, в результате которых Волгоградская область недосчиталась 76 млрд рублей.
Чернышева также привлекалась по делу о хищении 20-процентного пакета акций ОАО "Апатит", по которому обвиняются экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев. Однако это дело в запросе об экстрадиции почему-то не упоминалось. Видимо, Генпрокуратура пыталась избежать придания этому делу политической окраски, но это не удалось.
Судья магистратского суда Тимоти Уоркмен отметил, что представленные против Чернышевой и Маруева обвинения уже были рассмотрены в 1998 году Волгоградским судом, который постановил, что никаких уголовных преступлений ими совершено не было. И что финансовые махинации "не привели к финансовым потерям ни со стороны государства, ни со стороны администрации Волгоградской области". Уоркмен признал, что статьи Уголовного кодекса России, обозначенные в запросе об экстрадиции, в принципе могут рассматриваться как основание для выдачи тех или иных лиц, но, по словам судьи, "в данном случае преследование явно носило политический характер". Судья Уоркмен заключил, что "пришел к неизбежному выводу о том, что президент Путин отдал приказ о судебном преследовании госпожи Чернышевой и господина Ходорковского". "Кроме того, российское правительство не представило суду никаких свидетелей", - заявил судья. В свою очередь, защита приглашала для дачи показаний в Лондон восьмерых свидетелей. Среди них были профессор международного права Лондонского университета Билл Бауринг и адвокат адвокатской палаты Москвы Владимир Гладышев.