Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Зарабатывай, пока молодой

Дети играют в бизнес. Они выпускают акции, шьют мягкие игрушки, строят менеджерские структуры в стенах лицеев. На последней Нижегородской ярмарке были представлены подобные детские проекты из 26 регионов. Организаторы подсчитали, что всего в России организацией детского бизнеса занимаются 3 миллиона человек. Однако практика показывает, что бизнес бизнесу рознь. И деловые игрушки очень сильно отличаются от реального зарабатывания денег на жизнь
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Дети играют в бизнес. Они выпускают акции, шьют мягкие игрушки, строят менеджерские структуры в стенах лицеев. На последней Нижегородской ярмарке были представлены подобные детские проекты из 26 регионов. Организаторы подсчитали, что всего в России организацией детского бизнеса занимаются 3 миллиона человек. Однако практика показывает, что бизнес бизнесу рознь. И деловые игрушки очень сильно отличаются от реального зарабатывания денег на жизнь.

На сегодняшний день сфера бизнес-интересов российских школьников довольно обширна. Это производство товаров народного потребления (от глиняных свистулек до украшений), общепит, страхование, народная медицина, информационные технологии. Причем организация детского бизнеса ведется вполне по-взрослому. В каждой компании имеется руководство - президент, вице-президент, директор, специалисты по маркетингу, бухгалтерия. Для грамотного ведения бизнеса оформляются необходимые документы. Например, нижегородская школьная страховая компания имеет не только устав, но и лицензию на право страховой деятельности. Кстати, в данном случае юными предпринимателями был изобретен свой собственный вид страхования, который вряд ли встретишь во взрослой страховой фирме. Это страхование от плохих оценок: в случае хорошей успеваемости за полугодие клиент компании, заплативший страховой взнос в размере 50 рублей, получает 30-процентное денежное вознаграждение.

"Возможность создания детского бизнеса закреплена в законе о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", - пояснила "Известиям" представитель итальянской юридической компании Pavia e Ansaldo Анна Дюжева. - Однако зачастую бизнесмены не воспринимают такие детские сообщества серьезно. И совершенно зря, ведь закон дает малолетним предпринимателям много возможностей для развития своего бизнеса".

"Однако все это нельзя назвать бизнесом в полном смысле этого слова, - отмечает исполнительный директор рекрутинговой компании 3R Михаил Торчинский. - Скорее, подобные предприятия стоит рассматривать как факультативные вещи". И действительно, большинство организаторов детского бизнеса признаются в том, что получение дохода - это не главное в их деятельности.

Старшеклассники, организовавшие производство мягкой игрушки или собственное кафе, говорят о приобретении опыта, который пригодится им в будущем. Во многих школах, где есть подобные малые предприятия, выпускникам, участвовавшим в бизнесе, выдаются сертификаты о прохождении курса экономической деятельности. А их родители очень радуются тому, что дети не болтаются на улице, а проводят время с пользой для себя. Когда же речь заходит о необходимости действительно зарабатывать, а не играть в выпуск акций и распределение менеджерских постов, картина детского бизнеса выглядит совсем иначе.

"Трудовой кодекс традиционно рассматривает ребенка или подростка как объект трудовых взаимоотношений, но не предпринимательских, - отмечает Анна Дюжева. - Отсюда и все меры социальной защиты - вроде сокращенного рабочего дня или ограничений на выполнение тяжелой физической работы. Но очень часто работодатели обходят требования Трудового кодекса, заключая с подростком не трудовой, а гражданско-правовой договор. Что автоматически исключает все социальные выгоды, предусмотренные для подростков".

Если у родителей есть возможность, то устройством своих чад на подработку занимаются именно они. Здесь может идти речь о работе секретаря, помощника, работающего на удаленном доступе веб-дизайнера, художника-оформителя, а месячный заработок составить - 4-5 тысяч рублей в месяц. В департаментах занятости крупных городов несовершеннолетним предлагают вакансии курьера (возможная зарплата до 6 тысяч рублей в месяц), продавца газет, мороженого, кваса (200-350 рублей в день), распространителя рекламных листовок (в среднем 100 рублей за час работы), расклейщика объявлений (50-100 рублей в день), разнорабочего на стройках (500-800 рублей в день). В регионах молодежные биржи и службы занятости предлагают значительно более низкий уровень месячного жалованья - от 600 до 1000 рублей в месяц.

Кроме того, можно трудоустраиваться и напрямую. Например, в Москве мойщик офисных окон может заработать до 10 тысяч рублей в месяц. Вместе с тем любопытную информацию о заработке несовершеннолетних россиян удалось получить сотрудникам Новосибирского педуниверситета. Только 4% работающих подростков в ответ на вопрос, каковы источники твоих денежных доходов, назвали легальную работу на предприятиях и в фирмах. Остальные неопределенно указали на некие виды деятельности по оказанию различных услуг, посредничеству при сделках, перепродаже товаров.

Детский бизнес в России: от мягких игрушек до свадебных платьев

"Мы сделали ставку на меховую обезьянку"

В Тульской области ежегодно регистрируется от 60 до 70 детских компаний. Фирма "Пчелки" стала производить мягкие игрушки четыре года назад. Ее деятельность началась с регистрации в региональном центре экономического образования. Потом были выпущены 10-рублевые акции: их напечатали на ксероксе и распространили среди родителей, знакомых, родственников. Начальный капитал - примерно тысяча рублей - пошел на закупку материалов. Компания продает свои изделия на ярмарках 5-6 раз в году, выплачивает зарплату и дивиденды, которые составляют 50%. "Мы провели исследование рынка и сделали ставку на меховую обезьянку, - рассказала "Известиям" менеджер по производству "Пчелки" пятиклассница Олеся Карташова. - На них самый большой спрос. Цена - от 10 до 20 рублей. Если дороже - продать трудно: основные покупатели - школьники".

Дети научились зарабатывать на праздниках

В городе Сухой Лог (Свердловская область) старшеклассники одной из школ провели собственное маркетинговое исследование и установили, что местные невесты перед свадьбой не могут найти себе необходимые аксессуары к платью: в единственном ателье города, где шьют свадебные наряды, не производят перчаток, накидок, муфточек. Тогда школьники создали свое акционерное общество под названием "Невеста", в которое сначала вложились родительским капиталом. Разработали бизнес-план, заключили договор с ателье, закупили сырье и оборудование и теперь поставляют в ателье все эти аксессуары, работая с прибылью.

Работа в поле может принести полмиллиона рублей

В распоряжении школьников Казинской школы Ставропольского края целое поле в 140 гектаров. Его хозяином считается ученическая производственная бригада во главе с избираемым детьми бригадиром-старшеклассником. Каждый год специализированные звенья бригады составляют, а затем и реализуют бизнес-планы по производству кабачков, тыквы, пшеницы и сорго. У бригады пять тракторов, два грузовика и один зерноуборочный комбайн, которые, как и земля, являются собственностью школы. Дети получают профессии тракториста, комбайнера и водителя. Но по технике безопасности не имеют права самостоятельно садиться за руль до 18 лет, поэтому они нанимают с помощью школьной администрации взрослых, а сами садятся рядом в роли помощников и контролеров. Ежегодная прибыль бригады доходит до полумиллиона рублей.

Школьное кафе - первый экзамен на выживание

Компания "Пингвин" в нижегородском лицее № 87 появилась восемь лет назад. Чтобы заработать стартовый капитал, выпустили двести пятьдесят акций. Получили лицензию на право торговли, заключили договор со школой, по которому отдают ей ежегодно 30% прибыли. "Доходы у нас, конечно, небольшие - каждый зарабатывает по 300-400 рублей в месяц", - рассказывает Нелли Чапрак, вице-президент по финансам. В день оборот кафе составляет рублей четыреста, из которых около трехсот идет поставщику - фирме "Кулинар".

"Начиналось у ребят все непросто, - говорит учительница экономики Татьяна Машагина. - В первые годы в кафе постоянно были проверки санэпидстанции. "Пингвин" создавал конкуренцию школьной столовой, и недовольные повара присылали сюда СЭС". В итоге рынок школьного общепита между кафе и столовой поделили перегородкой. Конкурентное преимущество "Пингвина" перед столовой - время работы: столовая закрывается в 15.00, а кафе порой работает до вечера, в школе в это время как раз идут курсы для старшеклассников, так что недостатка в клиентах нет.

Американские легенды детского бизнеса

Фарра Грэй

Грэй родился и рос в Чикаго. В шестилетнем возрасте он продавал лосьон для тела по $1,5 за флакон. В 13 лет он открыл компанию Farr-Out Foods, которая занималась производством клубнично-ванильного сиропа по рецепту его бабушки. Официально он стал миллионером в возрасте 14 лет, когда продал Farr-Out Foods более чем за $1,5 млн. Вложив деньги в компанию Inner City Broadcasting, он возобновил выпуск развлекательного журнала InnerCity Magazine. По данным журнала People, Грэй - единственный афроамериканец, еще тинейджером превратившийся во владельца большого бизнеса без поддержки родственников и без опыта в сфере шоу-бизнеса. Сейчас Грэй выступает с лекциями о своем опыте в колледжах.

Барри Минков

16-летний предприниматель сумел взять кредит на $1600 и открыть свое дело в родительском гараже, чтобы произвести впечатление на девушек. Направление бизнеса - чистка ковров. Уже через четыре года стоимость его компании ZZZZ Best составляла $280 миллионов, а Wall Street короновала его как самого успешного предпринимателя-тинейджера всех времен. Но потом выяснилось, что все свое состояние Минков составил благодаря смелой схеме махинаций с кредитами, подделке документов и счетов на несуществующие заказы. Он был признан виновным по всем 57 пунктам и провел за решеткой семь лет. За это время он раскаялся, написал две книги и получил степень магистра теологии. Теперь 38-летний Минков работает проповедником и консультирует ФБР по вопросам мошенничества.

Майкл Симмонс

Майкл Симмонс запустил свое первое предприятие в возрасте 16 лет. Тогда они вместе со школьным другом решили создать компанию по разработке интернет-сайтов, которую они назвали Princeton WebSolutions. Первый контракт на $1000 был заключен, когда предприниматели еще не имели никакого опыта работы. Для солидности они попросили своего знакомого подвезти их на презентацию. Получив $500 задатка, они принялись за изучение принципов построения сайтов, а после даже работали в качестве субподрядчиков для нескольких индийских компаний. За полгода им удалось заработать $40000. По мнению Симмонса, молодые люди имеют хорошие шансы на успех, поскольку они не должны заботиться о собственных семьях и у них есть поддержка родителей.

По материалам Begin Group
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...