Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Общественная палата - в законе

- Если бы закон о монетизации льгот попал в Общественную плату и она бы его одобрила, это был бы позор, - говорит Гонтмахер. - Если бы палата уже существовала, тогда она должна была выполнить роль "фильтра", общественного сторожа. То есть заметить недостатки законопроекта и раструбить о них на каждом углу. Кстати, у ОП будут собственные СМИ. Но грядут другие реформы - образования, жилищно-коммунальной сферы. Так вот задача палаты - донести до президента все недостатки документов до того, как он их подпишет
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Во вторник Госдума окончательно примет закон "Об Общественной палате". И разработчики, и вдохновители этого проекта с облегчением констатируют: концептуальные положения документа их устраивают. Однако текст закона и его применение на практике - вещи разные. "Известия" решили выяснить, что может помешать воплощению в жизнь благородного начинания.

- Мы удовлетворены тем, в каком виде законопроект дошел до третьего чтения: поправки его только улучшили, - заявил "Известиям" Михаил Рогожников, замдиректора Института общественного проектирования (юристы этой организации закон и готовили). - Именно в ходе обсуждений в Госдуме было предложено формировать треть палаты через региональные конференции общественных организаций.

Вопрос о том, по какому принципу будут определять кандидатов на "палатные" кресла, стал одним из главных при обсуждении законопроекта. В итоге было решено, что состав первой трети "палатчиков" определит лично глава государства, а они уже порекомендуют еще 30% представителей для заполнения главной трибуны гражданского общества. Остальных делегируют регионы.

- Даже то, что президент назначает первых 42 членов ОП - в целом хорошо, - уверен научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. - Я считаю, что никаких выборов в гражданском обществе быть не может. В любом случае подбор людей будет субъективным. Сегодня - этот президент, завтра - другой. Это закон.

Однако в подборе кандидатур и спрятан главный подвох. По мнению Гонтмахера, все будет зависеть от личных качеств "гражданских заседателей". Если среди них будут преобладать люди, отвечающие не принципу "чего изволите", а самостоятельные политические фигуры (как, к примеру, в составе Совета по правам человека при Президенте РФ работают назначенные Путиным Людмила Алексеева, Александр Аузан), ОП будет работать. Если же критическую массу этого органа будут составлять "павлины", которые приходят на заседания сидеть в президиуме и тусоваться, ничего не выйдет.

Другое условие для становления палаты как уважаемого и влиятельного органа - его самостоятельность. Представим, что он существовал бы еще до того, как глава государства подписал закон о монетизации льгот. Ясно, что «идеальный» состав ОП, в котором бы работали эти "качественные" эксперты, отправил бы 122-й закон в урну.
- Если бы закон о монетизации льгот попал в Общественную плату и она бы его одобрила, это был бы позор, - говорит Гонтмахер. - Если бы палата уже существовала, тогда она должна была выполнить роль "фильтра", общественного сторожа. То есть заметить недостатки законопроекта и раструбить о них на каждом углу. Кстати, у ОП будут собственные СМИ. Но грядут другие реформы - образования, жилищно-коммунальной сферы. Так вот задача палаты - донести до президента все недостатки документов до того, как он их подпишет.

Так и будет, полагают разработчики законопроекта.

- Главное, чего мы ждем от деятельности ОП, - широкий круг общественных организаций получит возможность выйти на общегосударственный уровень, - считает Рогожников. - Позитивный опыт других стран (Франции, Испании) показывает, что ниша для работы этих организаций есть и они приносят большую пользу: и формируют законодательные инициативы, отвечающие потребностям людей, и осуществляют очень компетентный экспертный контроль.

Само общество эту уверенность пока что не разделяет. По данным Фонда "Общественное мнение", 69% россиян вообще ничего не слышали ни про какую Общественную палату. А противники этого нововведения заранее уверены, что ее создание приведет к еще большему раздуванию чиновничьего аппарата и соответственно увеличению нагрузки на бюджет: "еще один нахлебник на нашу шею".

"Создание общественных палат ведется органами госвласти"

В ряде регионов страны уже созданы местные общественные палаты. Как показывает практика, их контролирует региональная администрация и никакого реального влияния на политическую ситуацию в регионе они не имеют.

- Абсолютно карманный орган, - так депутат парламента Калининградской области Владимир Ежиков охарактеризовал областную общественную палату, действующую уже более пяти лет. - Туда входит несколько общественных организаций, которым администрация помогает грантами. На днях они собирались, заслушали губернатора, заверили, что не видят ему альтернативы, и тут же попросили денег на новый офис. Руководитель палаты Николай Петеров получил за бюджетный счет квартиру.

Общественная палата Тульской области была создана в апреле 2004 года и также считается детищем обладминистрации. Одним из ее сопредседателей и фактическим руководителем является руководитель комитета обладминистрации Татьяна Лысенко. Не так давно палата решила устроить "общественные слушания" на тему обсуждения возможных кандидатур на пост тульского губернатора (полномочия действующего главы области заканчиваются в апреле). В качестве таковых на "слушания" были приглашены аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд, начальник местного УФСБ Владимир Лебедев, вице-губернатор Анатолий Воропаев и главный федеральный инспектор Сергей Харитонов. Однако все они дружно проигнорировали приглашение общественности, сославшись на то, что официально кандидатами их никто не называл, - показав тем самым реальное влияние общественной палаты на политику региона.

Разительным контрастом служит пример Карелии, каждый житель которой получил возможность выдвинуть в региональную Общественную палату своего кандидата. Выдвижение происходит в рамках акции "Открытый список", начатой Центром политических и социальных исследований Карелии. Достаточно зайти на интернет-сайт центра и назвать фамилии своих кандидатов.

- Работа по созданию таких палат в регионах ведется от лица общества органами госвласти, что дискредитирует президентский проект, - говорит руководитель центра Анатолий Цыганков. - Нужно дать возможность представителям гражданских организаций и просто гражданам высказаться по поводу будущей палаты в Карелии, чтобы она стала действительно органом общественного влияния на власть, а не очередной чиновничьей структурой.

отдел корсети
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...