Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Уральские энциклопедисты

В екатеринбургском издательстве "У-Фактория" вышел внушительный, богато иллюстрированный том под названием "Хроника мировой оперы 1600-2000", торжественно открывающийся приветственным словом Гергиева. Не имеющая аналогов в нашей стране энциклопедия от корки до корки написана екатеринбургским музыковедом Михаилом Мугинштейном в содружестве с его верным редактором Мариной Борисовой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


Для людей, интересующихся оперой, особенно ее современной зарубежной жизнью, большой странности в том, что подобный труд вышел за пределами обеих столиц, нет. Михаил Мугинштейн и Марина Борисова - известные в своей среде фанаты оперного театра, которые одними из первых стали использовать постсоветскую свободу перемещения для бесконечных путешествий по западным музыкальным меккам, каким-то чудесным образом преодолевая российские расстояния и финансовые проблемы. От количества просмотренных ими спектаклей (уж не говоря о прослушанных компакт-дисках) становится немного не по себе, кажется, что от такого объема музыкально-театральной информации должна лопнуть голова.

И вот теперь эта информация распирает тяжеленный том с модельного вида красавицей на суперобложке - это сцена из "Дидоны и Энея" Перселла, спектакля Баварской оперы 2001 года. Энциклопедия отражает современные представления не только о том, как должен выглядеть оперный спектакль (хотя одно из ее несомненных богатств - около тысячи цветных иллюстраций), но и о том, какие названия могут составлять репертуар. Это может показаться удивительным, но в книжке, где подробнейшим образом описаны 200 опер (с составом оркестра, содержанием, комментарием, в котором Мугинштейн дает волю своим литературно-музыковедческим амбициям, и историей воплощения на сцене и в записях), нет ни "Пиковой дамы", ни "Кармен", ни "Травиаты". До них просто еще не дошли. Том, на который ушло 8 лет жизни автора, ограничен временными рамками с 1600-го (года официального рождения оперы) по 1850-й.

Это значит, что большинство названий первого тома просто не известно рядовому отечественному меломану, как, впрочем, и рядовому музыканту, оперные справочники которого до сих пор обходились перечнем из 100, ну 111 опер. Весь этот пласт ранних опусов, а также не слишком ранних, но заслоненных более успешными экземплярами, почти никогда у нас не звучит и даже не изучается в музыкальных учебных заведениях (впрочем, "Хроника" по цене 1800 рублей - тоже не самый простой выход из положения для учебных библиотек).

Мугинштейн избрал хронологический принцип последовательности - весьма экзотический, но эффектный. Благодаря ему в одном, скажем, 1836 году рядом оказываются "Гугеноты" Мейербера, "Ночной колокольчик" Доницетти, "Почтальон из Лонжюмо" Адана и "Жизнь за царя" Глинки. Тем, кому важнее не исторический процесс, а факты и даты, предназначены всевозможные указатели в конце, пользуясь которыми можно, при известной ловкости, найти требующуюся статью по имени композитора, певца, режиссера или персонажа. Хотя можно заблудиться - одних Венер там 11 штук, а Амуров - 19.

Ближе к концу располагаются еще несколько разделов со статьями про композиторов (имеются в виду те, кто написал вышеозначенные 200 опер), а также про дирижеров, певцов, режиссеров, сценографов и выделенных особой странной группой режиссеров-сценографов (сюда попали Дзефирелли, Висконти и Ронкони). Вся эта толпа интерпретаторов (250 человек) состоит лишь из тех, кто успел дебютировать до 1970 года. Для того, чтобы довести дело до обещанных на обложке впечатляющих цифр (400 лет, 400 опер, 400 интерпретаторов), предназначен второй том. Но его, по оценкам автора, придется ждать не меньше пяти лет.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...