Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На бензиновом фронте пока без перемен

С 1 февраля российское правительство почти на 20% снизило пошлину на вывозимую сырую нефть - со $101 за тонну до $83. В то же время бензин, дорожавший на отечественном рынке почти весь прошедший год, с начала года ненамного, но все-таки подешевел. Однако потребители в снижение цен не поверили и приступили к массовым актам протеста. Правительство, в свою очередь, тоже старается добиться, чтобы цены на бензин оставались корректными
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
<?xml:namespace prefix = o />

Стоимость бензина на внутреннем рынке, надо признаться, никогда по-настоящему рыночной не была. Во-первых, люфт между ценами на внешнем и внутреннем рынках на нефтепродукты всегда подпитывал страстное желание российских нефтетрейдеров сплавить как можно больше этих продуктов за рубеж, а в России оставить некую "продразверстку". Регулировалась эта проблема квотами на продажу и пошлинами на вывозимую нефть. Во-вторых, при всем "обилии" присутствующих на внутреннем рынке компаний не раз получалось (в Петербурге, например), что цены на нефтепродукты подпрыгивали как-то синхронно, и прокуратуре вкупе с антимонопольной комиссией приходилось заводить дела по признаку "сговора".

Именно такие ценовые скачки доказывают, что говорить о стоимости бензина как о рыночной категории смысла большого нет. Что, собственно, и показали последние события на бензиновом фронте. С осени стоимость бензина росла медленно, но упорно, а с наступлением декабря резко подпрыгнула - вслед за ценой на нефть на мировом рынке. Федеральные власти, впрочем, вновь заявили, что цена растет из-за монополизации региональных рынков, и призвали антимонопольные органы этому факту уделить особое внимание.

Однако когда в начале года вопрос о стоимости бензина поставил президент страны, не потребовалось даже расследования антимонопольных комиссий. У руководителей нефтяных компаний вдруг проснулась совесть, и они добровольно (а скорее добровольно-принудительно) решили несколько затормозить рост цен и даже слегка их уменьшить. Как утверждает Российский топливный союз, за январь средняя стоимость бензина снизилась: АИ-92 подешевел на 29 копеек, АИ-95 - на 28 копеек.

Что будет дальше с ценами на бензин, предсказать несложно. Заметное снижение с февраля экспортной пошлины на нефть уже привело к повышению оптовых цен на бензин, поскольку нефтетрейдеры вновь почувствовали острое желание поработать на экспорт. При том что объем добычи нефти в России в прошлом году превысил плановые рубежи. Очевидно, что в ближайшие пару месяцев продавцы нефти, даже вопреки обозначившейся политкорректности, не смогут удержаться, чтобы не вернуть утраченные декабрьские позиции и продвинуться вперед.

Есть небольшая надежда, что с наступлением весны цены на мировых рынках стабилизируются (шансы на снижение очень невелики, поскольку на недавнем своем собрании страны ОПЕК решили оставить объем добычи нефти на прежнем уровне). Однако это вовсе не гарантирует стабилизации цен на топливо на российском рынке, так как магистральный путь наших цен известен - приближаться к общемировым, а отстаем от них мы еще значительно. Значит, российским автолюбителям придется решать финансовый вопрос самим: кто-то будет меньше ездить, кто-то постарается подобрать авто с менее прожорливым двигателем. А кто-то выйдет на демонстрацию с требованием обуздать аппетиты нефтетрейдеров.

Генеральный директор АО "Питер-Лада" Владислав Рыдаев: "Не стоит экономить за счет качества бензина"

Проблему комментирует генеральный директор АО "Питер-Лада" Владислав Рыдаев

известия: Как вы считаете, можно ли прогнозировать цены на бензин в России и в Петербурге и на какой срок?

Владислав Рыдаев: Я не являюсь экспертом в данной области, но склонен согласиться с тем, что зачастую в понятие "регулируемый рынок" в нашей стране упор делается именно на первом слове. Хотя нужно признать, что в условиях сложившейся конъюнктуры цен на сырую нефть и цен на бензин за рубежом наиболее действенным механизмом регулирования цен на внутреннем рынке является тарифная политика государства.

известия: Есть ли у автолюбителя возможность регулировать расходы на бензин выбором определенных марок автомобилей?

Рыдаев: Такая возможность есть. Логика довольно простая: расход топлива зависит от объема двигателя автомобиля и стиля вождения водителя. Чем меньше объем двигателя и спокойнее стиль вождения, тем меньше расход бензина. Дополнительные устройства и всяческие "доработки" двигателя, на мой взгляд, являются довольно рискованной затеей, поскольку вся экономия на топливе может быть перечеркнута серьезными проблемами с двигателем, который теряет гарантию изготовителя. Так же и с экономией путем заливки более дешевого и менее качественного, иногда сомнительного происхождения, бензина. Однако, по нашим наблюдениям, потребители сегодня экономичность потребления бензина не считают приоритетной. Постепенно это будет все актуальнее, но не раньше чем года через три.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...