Хосе Луис Родригес Сапатеро: "Я всегда считал иракскую войну никому не нужной"


Гусман. Народы России и Испании не понаслышке знают, что такое терроризм. Что надо сделать, чтобы побороть это зло XXI века?
Сапатеро. Мы все должны заявить террористам: кровопролитие бессмысленно, оно лишь вызывает человеческую боль. И не приводит ни к каким переменам.
Гусман. Есть ли у вас политическое кредо?
Сапатеро. В политике необходимо спокойствие, иначе ничего не получится. Учитывать интересы простых граждан - вот что должно быть приоритетом в работе любого руководителя. Я предпочитаю политику, основанную на терпимости. Мне нравится политик, готовый протянуть руку своему сопернику. Политика, состоящая из атак и контратак, не способствует развитию гражданских ценностей. Народ не доверяет такой политике и теряет к ней интерес.
Гусман. Чем вы руководствовались, принимая решение о выводе испанских войск из Ирака?
Сапатеро. Мы ранее обещали это избирателям. В ходе предвыборной кампании я заявил, что если мы, социалисты, победим, то испанские войска будут выведены. Я всегда считал эту войну никому не нужной.
Гусман. Сегодня в Испании бывает много туристов из России. Где бы вы посоветовали побывать им прежде всего?
Сапатеро. Наверное, я должен пропагандировать свою "малую родину". Это Кастилия и Леон. И прежде всего Леон. Это прекрасная провинция.
Гусман. Первая ассоциация, возникающая у многих в связи с Испанией, - коррида. Что вы о ней думаете?
Сапатеро. Действительно, коррида часто ассоциируется с Испанией. Лично я не отношусь к ее любителям, меня этот спектакль не привлекает. Хотя я считаю, что это наше древнее, традиционное зрелище, к которому мы должны относиться с уважением.
Гусман. К другому зрелищу, насколько я знаю, вы относитесь лучше. За какой футбольный клуб вы болеете?
Сапатеро. Я болею за "Барселону". В этом году команда лидирует в чемпионате - по-моему, это очень слаженный механизм...
Гусман. Как вы познакомились со своей женой Сонсорес Эспиносой?
Сапатеро. Я познакомился с Сонсорес, когда изучал право на юридическом факультете в Леоне, во время демонстрации протеста против попытки государственного переворота в 1981 году. В тот момент меня больше интересовала Сонсорес, чем собственно демонстрация. Моя жена увлекается музыкой, которую преподает. У нее сопрано, она поет. Ей очень нравится Бах.
Гусман. Если бы вам предложили повесить в своем кабинете три портрета выдающихся личностей, на ком бы вы остановили выбор?
Сапатеро. Пикассо, Сервантес, Эйнштейн и Мария Самбрано. Их было бы четыре. Эйнштейн как символ прогресса. Сервантес как лучший певец жизни и свободы. Пикассо - гений из гениев. И Мария Самбрано - испанский философ, которую сейчас с каждым днем узнают все больше. Это, возможно, лучший философ из всех, которые были в нашей стране.
Гусман. Среди названных вами героев нет ни одного политика.
Сапатеро. Все лучшие перемены в жизни человечества проводит само общество. Политическим лидерам отводится в истории весьма скромная роль. На то есть две причины. Во-первых, необходимо избегать малейшей возможности авторитаризма, который всегда начинается от тщеславия и высокомерия. Во-вторых, народы склонны к дружбе, а она зачастую портится именно из-за политиков.
Гусман. Наша программа называется "Формула власти". Что такое власть, на ваш взгляд?
Сапатеро. Нельзя делать из власти миф. Она должна сотрудничать с обществом. Я не верю во власть, которая диктует пути развития. Не думаю, что власть должна больше приказывать, чем слушать. Она должна больше слушать, чем отдавать приказы.