Десять аргументов в пользу независимости от Грузии
Первое. Независимость Грузии есть безусловное благо для России. С точки зрения здорового прагматизма, если бы Грузия не была независимой, то эту независимость стоило бы придумать. Мы заинтересованы в этом главным образом экономически.
Второе. Вхождение Грузии в ЕС есть очевидное благо для России. Поскольку эта страна по вполне понятным причинам не сможет сама эффективно развить свою экономику и стать подлинно независимой от России, то, с точки зрения наших национальных интересов (см. пункт первый), было бы весьма неплохо, если бы ей в этом помог кто-нибудь другой. Этот "другой" и стал бы тем самым донором, в котором нуждается Грузия.
Россия от этого бы только выиграла. Благодаря финансовому и экономическому донорству Европы мы были бы полностью гарантированы, что в Грузии не случится возможная экономическая и затем гуманитарная катастрофа, за которой последовал бы массовый наплыв тамошних граждан в нашу страну. Тбилиси смог бы вовремя оплачивать свои долги Москве. Возможно, что некоторые грузинские граждане, ныне работающие в России, вернулись бы назад на историческую родину, освободив тем самым рабочие места россиянам.
Именно поэтому не следует относиться с ревностью к намерению нынешнего руководства Грузии как можно быстрее войти в состав ЕС. Помогать Тбилиси в этом, впрочем, тоже не стоит, поскольку легкий успех кружит голову, а нам наверняка не хотелось бы иметь постоянно нетрезвого соседа по лестничной клетке.
Третье. Грузия может подойти к решению проблемы Южной Осетии и отчасти Абхазии только быстро подняв благосостояние своих граждан и проявляя максимальное терпение. Пока то и другое крайне маловероятно.
Четвертое. Смерть Зураба Жвании является очень серьезным ударом по российским интересам. Безусловно, что нынешний премьер-министр Грузии является не меньшим либералом, чем его учитель. Другое дело, что Жвания умел останавливать эмоциональные порывы Саакашвили и сыграл большую роль в том, что тот воздержался от развязывания войны с Южной Осетией. У меня есть сомнения в том, что нынешний премьер обладает таким же влиянием на президента Грузии, что и его предшественник. Отсюда неприятный вывод: политика Тбилиси при нынешнем соотношении сил в грузинском руководстве становится малопредсказуемой, в том числе и в отношении России. Однако при разумной политике ущерб может быть минимизирован.
Пятое. Если уж говорить о темпераменте, то следует однозначно учесть особенности южного менталитета и их влияние на внешнюю политику. Помимо Саакашвили в Грузии есть много других эмоциональных политиков. Лучше всего воспринимать это как данность, пусть и неприятную. Крайне желательно помнить, что и у нас есть свои собственные особенности темперамента, с которыми приходится мириться сейчас нашим соседям, а раньше всему миру. Как-то все пережили. Переживем и мы эмоционального Саакашвили с его союзниками в Вашингтоне, с их собственным далеко не идеальным темпераментом и крайне экзотическими идеями (вроде выдвижения грузинского президента - при всем к нему уважении - вкупе с Ющенко на Нобелевскую премию мира). Ну, могут ведь быть у людей свои слабости? В конце концов наш нынешний министр иностранных дел прославился в ООН не только дипломатической мудростью, но и демонстративным курением в запрещенных местах...
Шестое. Едва ли стоит в настоящее время использовать во взаимоотношениях с Тбилиси такую карту, как российский крупный капитал в Грузии. Это на нынешнем этапе скорее всего будет деструктивно. Может быть, даже еще более деструктивно, чем можно представить, если вспомнить поведение некоторых его представителей во время "оранжевой революции" на Украине. Нашим бизнесменам надо дать время для того, чтобы освоиться в Грузии. Но это время рано или поздно придет.
Седьмое. К проблеме Панкисского ущелья желательно не относиться слишком серьезно. На ней, конечно, можно (и нужно) временами спекулировать, однако нельзя ее рассматривать как нечто действительно опасное для России. В конце концов если бы наши спецслужбы, армия и пограничники были действительно эффективны, то какое-то захолустное (будем называть вещи своими именами) географическое название не было бы столь популярно в нашей прессе и среди наших политиков.
Восьмое. Было бы, конечно, здорово, если бы мы смогли указывать Тбилиси на нарушения демократических свобод и прав инвесторов, в том числе иностранных. Этим бы мы завоевали понимание и Запада, и грузинской оппозиции. Однако в настоящий момент это по понятным причинам, к сожалению, невозможно. Тем самым мы лишаемся лучшей карты, которая могла бы быть у нас в руках в сложном противостоянии как с тем же Западом, так и с той же Грузией.
Девятое. В отсутствии такого козыря остается идти традиционным для внешней политики путем. Я глубоко убежден, что Россия должна не только иметь своих убежденных (по разным причинам) сторонников в Грузии, но и эффективно работать с ними. Так, как это делают Соединенные Штаты. В той же Грузии в том числе.
Десятое. Есть вещи, которые не исправить. Мы с Грузией разбросали в последние пятнадцать лет столько камней, что на их собирание требуется время. Будем терпеливыми. В конце концов число их не бесконечно.
Владимир Разуваев, генеральный директор Центра экономических и политических исследований и разработок (ЦЭПИР)